Наш гвоздь – резная кость. В Варнавине живёт специально созданный промысел

Не все знают, что некоторые народные художественные промыслы в наших краях на самом деле не вышли из народа, а специально создавались, чтобы помогать развитию определённой территории. Яркий пример – варнавинская резная кость.

   
   

От Холмогор до Нижнего

Богородское городище – значимый археологический памятник эпохи раннего железного века, находящегося на территории нынешнего Варнавинского района. Археологические раскопки подтвердили: из костей и рогов животных жители городища делали гарпуны, гребни и наконечники для стрел.

Веками жизнь в тех краях была тесно связана с добычей и обработкой леса, а промыслы были не художественные, а, скорее, прикладные. Мастера делали различную домашнюю деревянную утварь. Резьбой по кости в Нижегородской губернии в XVIII веке занимались мастера из Павлова и Ворсмы.

И всё же Варнавино стало одним из ведущих косторезных центров России. Варнавинскую резную кость как промысел создавали, можно сказать, по распоряжению свыше. В конце 1960-х годов по приглашению управления художественных промыслов облисполкома в Горький приезжает уже известный на весь мир косторез Парфён Парфёнович Черникович. Он был одним из лучших выпускников Холмогорской профессионально-технической школы художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова. Вазу его работы «Север» от имени Советского правительства дарили президенту США Франклину Рузвельту, а костяная шкатулка работы Черниковича получила серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году…

Горьковские власти решили, что центром для развития косторезного промысла в области станет рабочий посёлок Варнавино. Почему – история умалчивает. Парфён Черникович отобрал местных жителей, желавших освоить мастерство, и лично обучил каждого. Но архангельскому мастеру  предстояло ещё и с нуля создать неповторимый художественный стиль варнавинского косторезного промысла.

«В основу легли сюжеты нижегородской глухой домовой резьбы – традиционные для нашего края изображения льва и вьющегося побега с листьями, – говорит директор Варнавинского историко-художественного музея Галина Цыганова. – Но промысел пришёл из Архангельска, и это, несомненно, тоже на него повлияло: появился новый холмогорско-нижегородский стиль».

Надо сказать, что рождаются варнавинские изделия не из моржовых клыков и бивней мамонта, как на Севере, а в основном из цевки – трубчатой кости и рогов крупного и мелкого домашнего скота. В наши дни варнавинские мастера также режут свои изделия из рогов лося.

   
   

Работали для Эрмитажа и Лувра

В 1973 году после определённой подготовки в посёлке Варнавино начала работать фабрика художественной резьбы по кости. Туда везли ценные бивни мамонтов, слоновью кость, клыки моржей. На фабрике в лучшие годы трудились более ста мастеров. Самые талантливые создавали уникальные произведения, которые сегодня хранятся в крупнейших музеях России и зарубежья, в том числе в Эрмитаже и Лувре.

Ассортимент изделий фабрики строго утверждали на художественном совете в Горьком. В основном фабрика производила бижутерию, гребни, шкатулки, ларцы, канцтовары.

«Как-то директора предприятия вызвали в Горький и ругали за то, что у него мастера получают очень уж высокие, даже по меркам областного центра, зарплаты, – продолжает Галина Цыганова. – Мол, люди в варнавинских лесах спину гнут не одну смену, а столько не зарабатывают! Но хорошие мастера-резчики по кости были и есть на вес золота».

Работают с костью до сих пор вручную с помощью лобзика, специальных приспособлений и инструментов. Делать сложное художественное изделие мастер может до одного года! Но будьте уверены: с виду простая в исполнении брошь в технике варнавинской резьбы будет неповторимой. Даже по одному и тому же эскизу человеческие руки не сделают вторую точно такую же вещь.

Костяной фестиваль

Долгие годы на Варнавинской фабрике художественной резьбы по кости существовал государственный заказ. Большую часть изделий не отправляли в продажу, а дарили различным официальным делегациям. Девяностые годы дела фабричные подкосили. Госзаказ исчез, а уникальные изделия из варнавинской кости на прилавках теснил китайский ширпотреб.

Но настоящие ценности неподвластны времени. Тем более когда у них есть преданные хранители. Сотрудники Варнавинского историко-художественного музея создали проект «Наш гвоздь – варнавинская резная кость!». Идею поддержал в 2020 году Фонд президентских грантов – уникальный промысел надо спасать.

По словам Галины Цыгановой, с производства уходят последние мастера, а с ними – и память об уникальном искусстве. Молодёжь в резчики не слишком стремится: работа сложная, а зарплата по нынешним временам не самая большая.

Но интерес к промыслу у людей есть. В музей со всей России едут гости. На крупнейших российских выставках мастера всегда находят покупателей для своих порой очень дорогостоящих работ.

В прошлом году на грантовые средства музей купил новые экспонаты для экспозиции, посвящённой варнавинской резной кости. Появилась и новая креативная площадка – косторезная мастерская. Здесь на бесплатных мастер-классах варнавинские школьники могут увидеть весь технологический процесс работы с костью, научиться первым навыкам мастерства, почувствовать к нему интерес. В августе прошлого года в посёлке впервые прошёл фестиваль «Варнавинская резная кость».

Сотрудники местного историко-художественного музея искренне считают, что резная кость – узнаваемый местный бренд, и ему стоит уделять больше внимания. Именно он может стать точкой роста для туризма и малого бизнеса. И, конечно, это просто объяснение в любви к своей малой родине.

Кстати

Сейчас в Варнавинском районе два предприятия фактически занимаются косторезным промыслом. Первое – та самая косторезная фабрика, созданная в 1973 году. Она, по словам директора Варнавинского историко-художественного музея Галины Цыгановой, существует только юридически. Мастера, в том числе молодые, работают в другом месте, в студии резьбы по кости, которая находится в местечке Булдаково. Её возглавляет Иван Воскресенский. Он в прошлом руководил варнавинской фабрикой «Варко», а до него предприятие 30 лет возглавлял его отец, заслуженный работник культуры России Геннадий Воскресенский. Однако сейчас именно фабрика имеет официальный статус предприятия народных художественных промыслов Нижегородской области и соответствующие преференции.

Областные власти обсуждали в 2021 году возможность передачи статуса предприятия НХП студии Воскресенского, однако решение пока не принято.