Не все знают, что некоторые народные художественные промыслы в наших краях на самом деле не вышли из народа, а специально создавались, чтобы помогать развитию определённой территории. Яркий пример – варнавинская резная кость.
От Холмогор до Нижнего
Богородское городище – значимый археологический памятник эпохи раннего железного века, находящегося на территории нынешнего Варнавинского района. Археологические раскопки подтвердили: из костей и рогов животных жители городища делали гарпуны, гребни и наконечники для стрел.
Веками жизнь в тех краях была тесно связана с добычей и обработкой леса, а промыслы были не художественные, а, скорее, прикладные. Мастера делали различную домашнюю деревянную утварь. Резьбой по кости в Нижегородской губернии в XVIII веке занимались мастера из Павлова и Ворсмы.
И всё же Варнавино стало одним из ведущих косторезных центров России. Варнавинскую резную кость как промысел создавали, можно сказать, по распоряжению свыше. В конце 1960-х годов по приглашению управления художественных промыслов облисполкома в Горький приезжает уже известный на весь мир косторез Парфён Парфёнович Черникович. Он был одним из лучших выпускников Холмогорской профессионально-технической школы художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова. Вазу его работы «Север» от имени Советского правительства дарили президенту США Франклину Рузвельту, а костяная шкатулка работы Черниковича получила серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году…
Горьковские власти решили, что центром для развития косторезного промысла в области станет рабочий посёлок Варнавино. Почему – история умалчивает. Парфён Черникович отобрал местных жителей, желавших освоить мастерство, и лично обучил каждого. Но архангельскому мастеру предстояло ещё и с нуля создать неповторимый художественный стиль варнавинского косторезного промысла.
«В основу легли сюжеты нижегородской глухой домовой резьбы – традиционные для нашего края изображения льва и вьющегося побега с листьями, – говорит директор Варнавинского историко-художественного музея Галина Цыганова. – Но промысел пришёл из Архангельска, и это, несомненно, тоже на него повлияло: появился новый холмогорско-нижегородский стиль».
Надо сказать, что рождаются варнавинские изделия не из моржовых клыков и бивней мамонта, как на Севере, а в основном из цевки – трубчатой кости и рогов крупного и мелкого домашнего скота. В наши дни варнавинские мастера также режут свои изделия из рогов лося.
Работали для Эрмитажа и Лувра
В 1973 году после определённой подготовки в посёлке Варнавино начала работать фабрика художественной резьбы по кости. Туда везли ценные бивни мамонтов, слоновью кость, клыки моржей. На фабрике в лучшие годы трудились более ста мастеров. Самые талантливые создавали уникальные произведения, которые сегодня хранятся в крупнейших музеях России и зарубежья, в том числе в Эрмитаже и Лувре.
Ассортимент изделий фабрики строго утверждали на художественном совете в Горьком. В основном фабрика производила бижутерию, гребни, шкатулки, ларцы, канцтовары.
«Как-то директора предприятия вызвали в Горький и ругали за то, что у него мастера получают очень уж высокие, даже по меркам областного центра, зарплаты, – продолжает Галина Цыганова. – Мол, люди в варнавинских лесах спину гнут не одну смену, а столько не зарабатывают! Но хорошие мастера-резчики по кости были и есть на вес золота».
Костяной фестиваль
Долгие годы на Варнавинской фабрике художественной резьбы по кости существовал государственный заказ. Большую часть изделий не отправляли в продажу, а дарили различным официальным делегациям. Девяностые годы дела фабричные подкосили. Госзаказ исчез, а уникальные изделия из варнавинской кости на прилавках теснил китайский ширпотреб.
Но настоящие ценности неподвластны времени. Тем более когда у них есть преданные хранители. Сотрудники Варнавинского историко-художественного музея создали проект «Наш гвоздь – варнавинская резная кость!». Идею поддержал в 2020 году Фонд президентских грантов – уникальный промысел надо спасать.
По словам Галины Цыгановой, с производства уходят последние мастера, а с ними – и память об уникальном искусстве. Молодёжь в резчики не слишком стремится: работа сложная, а зарплата по нынешним временам не самая большая.
Но интерес к промыслу у людей есть. В музей со всей России едут гости. На крупнейших российских выставках мастера всегда находят покупателей для своих порой очень дорогостоящих работ.
В прошлом году на грантовые средства музей купил новые экспонаты для экспозиции, посвящённой варнавинской резной кости. Появилась и новая креативная площадка – косторезная мастерская. Здесь на бесплатных мастер-классах варнавинские школьники могут увидеть весь технологический процесс работы с костью, научиться первым навыкам мастерства, почувствовать к нему интерес. В августе прошлого года в посёлке впервые прошёл фестиваль «Варнавинская резная кость».
Сотрудники местного историко-художественного музея искренне считают, что резная кость – узнаваемый местный бренд, и ему стоит уделять больше внимания. Именно он может стать точкой роста для туризма и малого бизнеса. И, конечно, это просто объяснение в любви к своей малой родине.
Кстати
Сейчас в Варнавинском районе два предприятия фактически занимаются косторезным промыслом. Первое – та самая косторезная фабрика, созданная в 1973 году. Она, по словам директора Варнавинского историко-художественного музея Галины Цыгановой, существует только юридически. Мастера, в том числе молодые, работают в другом месте, в студии резьбы по кости, которая находится в местечке Булдаково. Её возглавляет Иван Воскресенский. Он в прошлом руководил варнавинской фабрикой «Варко», а до него предприятие 30 лет возглавлял его отец, заслуженный работник культуры России Геннадий Воскресенский. Однако сейчас именно фабрика имеет официальный статус предприятия народных художественных промыслов Нижегородской области и соответствующие преференции.
Областные власти обсуждали в 2021 году возможность передачи статуса предприятия НХП студии Воскресенского, однако решение пока не принято.