Нам ли бояться «цифры»? Нижегородский digital-энтузиаст – о пользе ИИ

Вид на нагорную часть города. Часть панорамы. По мотивам снимка А. Карелина, конец ХIХ-начало ХХ в © / Антон Анисимов / Из личного архивa

Сегодня нейросети вовсю рисуют картины, пишут тексты и генерируют образы «лучших нас». Нижегородец Антон Анисимов их приручил: нейросети помогают ему оживлять старинные фотографии родного города.    
   

Нужны ли обаянию старины дополнительные оттенки, нейрохудожник рассказал nn.aif.ru.

Досье
Антон Анисимов. Родился в г. Горьком. В 2007 г. окончил филологический факультет ННГУ им. Н. И. Лобачевского по специальности «История русского языка и сравнительного славянского языкознания». С 2022 года в социальной сети «ВКонтакте» ведёт проект #РасцветНижнего, где анимирует старые фото, раскрашивает кинохронику города и области. Автор блога об истории, культуре и современности Нижегородской области и статей о достижениях Нижегородской области в области ИТ. Лауреат премии ИТ-кампуса НЕЙМАРК «Лидеры ИТ-индустрии» за вклад в развитие ИТ-индустрии в Нижегородской области.

 

Лайкнут, репостнут и забудут?

Злата Медушевская, nn.aif.ru: - Антон, чем вообще занимается нейрохудожник? Правда, что вы всегда мечтали стать художником, но только эпоха цифры позволила вам это сделать?

Антон Анисимов: - С детства был уверен, что стану журналистом. И потом долгое время посвятил этой профессии.

В школе я совершенно не умел рисовать. Даже итоговая оценка по ИЗО у меня – четвёрка, хотя, как мне кажется, почти у всех в аттестате по этому предмету стоит «отлично». Поэтому осталась некоторая обида на себя самого – на то, что однажды не смог чему-то научиться.

   
   

Когда появилась возможность заменить отсутствующие навыки художника технологиями – с радостью это сделал.  Но и сейчас не могу себя с полной уверенностью назвать «художником» даже с приставкой «нейро». Я, скорее, digital-энтузиаст, который с помощью нейросетей создаёт не столько графику, картины, сколько познавательный, яркий видео- и аудиоконтент. Делаю что-то интересное и, если повезёт, полезное для людей с помощью современных технологий.

- Раскрашивая и оживляя с помощью нейросетей старые фотографии и кинохронику, вы рассказываете об истории Нижегородской губернии. На ваш взгляд, почему это нужно? Кто-то считает, что всё очарование старины - в статичности и чёрно-белом цвете…

- Сам очень люблю чёрно-белое видео. Так и не заставил себя посмотреть в цвете мой любимый фильм «Семнадцать мгновений весны» (16+). Полностью разделяю мнение, что обаяние старины не требует дополнительных оттенков.

Но к этому нужно прийти. Насколько проще посмотреть сериал, а не прочитать книгу, на которой он основан! И уже потом, если что-то «зацепит», люди шаг за шагом движутся к первоисточнику. И это нормально.

Например, точно помню, как подростком захотел послушать оперу Бородина «Князь Игорь» (6+). Увидел по телевизору очень яркий клип хип-хоп-группы The Rapsody, где основной музыкальной темой был фрагмент одном из арий, переработанный на современный манер. Попадись мне в тот момент оригинал по другому каналу - переключил бы не задумываясь, не был готов сразу его оценить. Но неожиданная подача запала в голову, пробудила интерес: а как это звучало на самом деле?

Мой проект «РасцветНижнего» посвящён в основном поиску и окрашиванию чёрно-белой кинохроники, старинных фотографий Нижнего Новгорода и области. Это такая же попытка привлечь внимание к нашей истории. Это система координат, по которой заинтересованные смогут самостоятельно дальше двигаться к первоисточнику. Я всегда пишу, где можно с ним познакомиться.

А те, кому обращаться к «корням» не слишком интересно, лайкнут, репостнут и забудут. Думаю, насильно прививать интерес и любовь к чему-либо глупо.

Витрина сотен тысяч индивидуальностей

- Сегодня нейросети позволяют людям генерировать некие улучшенные версии себя на основе личных фото. Как вы относитесь к подобному креативу?

- Трудно судить людей за то, что они хотят быть лучше, чем на самом деле. Главное – не ограничиваться только виртуальными «косметическими» улучшениями.

Социальные сети, где обычно и выкладывают такие приукрашенные аватары, - по сути, витрины сотен тысяч индивидуальностей. А на витрине, конечно, должно быть всё самое лучшее, привлекательное, свежее.

Если смотреть на вещи так, то лёгкая ретушь собственной фотографии в графическом редакторе – это совсем не страшно. Сравним это с выходом «в свет» - кто же пойдет на официальное мероприятие непричёсанным и в помятой одежде?

Или наоборот – можно переосмыслить свой образ с помощью тех же нейросетей, показать, как вы видите свое внутреннее «я», и выложить эту работу в своём аккаунте. Это интересно, это здорово – вот вы уже такой же «нейрохудожник», как я.

Памятник императору Александру II на Благовещенской площади (сегодня - пл Минина и Пожарского). По мотивам фото М. Дмитриева. Фото: Из личного архивa/ Антон Анисимов

Будущее – это нестрашно

- На ваш взгляд, способны нейросети заменить реальных творческих людей - художников, писателей, режиссёров?

- Думаю, на этот вопрос ни у кого сейчас нет однозначного ответа. Могу предположить, что искусственный интеллект действительно изменит рынок труда. Не одномоментно - плавно. Никого же сейчас не удивляет, что на смену сапожникам, бондарям, скорнякам когда-то пришли артели, мануфактуры, предприятия!

Если вы добавите в свою рабочую презентацию что-то оригинальное, созданное при помощи нейросети, вполне вероятно, это вас начнут считать более прогрессивным сотрудником, заслуживающим материального поощрения. Нейросети ничего полностью самостоятельно не делают. Им нужен, скажем, оператор, который вводит данные для получения результата. Например, чтобы сгенерировать точно такое видео, как вы хотите, нужно описать сцену – всё вплоть до освещения, движения камеры, марки линз видеоаппаратуры, которые должны быть сымитированы. А тут, как вы понимаете, без видения художника, без навыков режиссера, без сценария писателя всё равно не обойтись.

- Вы выступаете популяризатором современных технологий. Но некоторые считают, что такие технологии и без того захватили мир - зачем же их ещё продвигать?

- Пока люди формулируют отношение к современным технологиям, используя слово «захватили», у амбассадоров «цифры» будет ещё много дел.

Популяризировать - не равно «только хвалить». Я стараюсь объяснять, приводить примеры, где нейросети могут использовать люди, которые совершенно не понимают, как устроен искусственный интеллект. Это возможно в учёбе, музеях и даже на домашних посиделках.

Причём стремлюсь не быть навязчивым. Одним интересно просто посмотреть ролик у меня в паблике, поностальгировать или удивиться, что по пешеходной ныне Большой Покровке когда-то ходили троллейбусы, а в кремле – трамваи. Эти люди и не будут вчитываться в пост, где я объясняю, что и как в этом видео сделал искусственный интеллект.

А кто-то заинтересуется именно технической стороной вопроса, захочет сам создать нейроролик или записать песню голосом суперзвезды эстрады. Все в плюсе!

И вообще, не нам, нижегородцам, бояться цифровых технологий. Именно в Горьком 60 лет назад Юрий Неймарк создал первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики – колыбель всей нынешней российской научной ИТ-школы. Скоро у нас построят ИТ-кампус мирового уровня, названный именем этого учёного. Сегодняшние школьники будут осваивать там цифровые технологии, исследовать, создавать оригинальные продукты и технологии уже завтрашнего дня.

Я хочу объяснить людям: будущее – это не страшно. Но хочу сделать это убедительно, ярко и интересно.