Находки из мармеладного ящика. Как работал известный горьковский археолог

Жизнь Виталия Черникова и сегодня пример профессионального служения для молодых археологов. © / Злата Медушевская / "АиФ-Нижний Новгород"

Нож из бронзового века, шумящие украшения исчезнувшего племени мурома – всё это можно увидеть на мини-выставке в Никольской башне Нижегородского кремля. Но посвящена экспозиция не давно минувшим векам, а выдающемуся советскому археологу Виталию Черникову. С подробностями – nn.aif.ru.

   
   

«Чем древнее, тем лучше»

Изучению тайн земли нижегородской Виталий Черников посвятил всю жизнь, но коренным нижегородцем он не был. Родился Виталий Фёдорович в 1924 году в селе Тенишево Татарской АССР. В 1935-м семья переезжает в Дзержинск. В городе химиков на базе местного музея работал археологический кружок. Возглавлял его директор музея Борис Сафонов. Со школьниками он ходил в разведывательные экспедиции – искали интересные вещи на поверхности земли на местах древних стоянок и поселений людей…

Путь начинающего археолога Виталия Черникова прервала Великая Отечественная война. С 1942-го по 1944 годы он служит в рядах Красной Армии бронебойщиком. Потом была учёба в Ленинградском военно-морском училище и служба на флоте до 1950 года. Однако детскую мечту стать археологом Виталий Фёдорович не предал.

В 1954 году Черников стал студентом истфака МГУ. Его учителя – выдающиеся советские археологи: Медведев, Арциховский, Бадер. Позднее Отто Бадер так отозвался о Виталии Фёдоровиче: «Есть учёные, которые пишут науку, а он из тех, кто её делал».

Открывает выставку «Путь археолога. К 100-летию В.Ф. Черникова» большая карта Нижегородской области. На ней отмечены памятники археологии, открывателем или исследователем которых был Виталий Черников. Всего на счету Виталия Фёдоровича их 256 – от стоянок эпохи мезолита до памятников позднего средневековья и нового времени. Большинство памятников Черников обследовал методом археологических разведок, на двадцати были проведены полноценные археологические раскопки.

«В основном Черников изучал юг нашей области: Павлово, Горбатов, Ворсма, Богородск, Дзержинск, посёлок Пыра. Можно сказать, что его профессиональным девизом было: «Чем древнее, тем лучше», – рассказывает младший научный сотрудник отдела фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Наталья Семикова. – Прежде считалось, что мезолит, средний период каменного века, территорию нашего региона не затронул. Но Черников в 1961 году открыл первую стоянку времён мезолита в Горьковской области на реке Тёша (по расположению близлежащего населённого пункта её назвали Новошино), а также стоянку Пустынь в Арзамасском районе».

Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

В нынешней экспозиции в кремле есть находки эпохи мезолита – пластины, отщепы (это более или менее плоские сколы с камня, имеющие различные очертания и пропорции. – Ред.), фрагменты орудий, обнаруженные при раскопках стоянки Новошино.

   
   

Эпоха бронзы представлена предметами, найденными Виталием Черниковым на раскопках могильника Решное на берегу Оки, Шавской стоянки и Безводнинского поселения.

При раскопках поселения эпохи бронзы в Арзамасском районе Виталий Черников исследовал остатки постройки эпохи бронзы. Это было углублённое в землю жилище, кровлю которого поддерживали два ряда центральных опорных столбов. Внутри жилища находились хозяйственная яма и три кострища, одно из которых было очагом. Один очаг был плотно изнутри выложен чистым белым песком, что может говорить о его ритуальном значении. На выставке представлена реконструкция этого жилища.

Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

Всемогущая утка

Кроме эпохи камня и бронзы, Виталий Черников изучал и поволжских финнов. В 1974 году он исследовал 24 погребения Желтухинского могильника в нынешнем Городецком районе.

«О могильнике археологам в 1970 году сигнализировали местные жители. Они начали разрабатывать песчаный карьер. Из-под ковша буквально посыпались фрагменты вещей, костей, – говорит младший научный сотрудник отдела фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Иван Кошин. – В 1971 году Черников приезжает на место, подтверждает ценность могильника и велит прекратить разработку песчаного карьера, пока археологи не изучат памятник. Виталий Фёдорович смог провести там раскопки только три года спустя, и карьер всё это время действительно не копали».

Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

Есть на выставке и знаменитые шумящие украшения исчезнувшего племени мурома из Нижневерейского могильника. Могильник — памятник археологии федерального значения в Выксунском районе. Его обнаружили местные жители в 1940-е годы. Недолго думая, люди начали растаскивать найденные там предметы по домам. Это дошло до Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника. Один из сотрудников отправился на место… Охранять ценный могильник поручили колхозу «Путь Ленина». Колхоз выполнил просьбу своеобразно – построил на этом месте молочную ферму. А учитель истории местной школы организовывал на могильник самовольные школьные экспедиции, фактически способствуя его разграблению.

Виталий Черников приехал спасать памятник в 1962 году. Именно там обнаружили шумящие украшения племени мурома.

«У этих древних украшений есть привески в форме лапок водоплавающих птиц. Считается, что финно-угорские народы поклонялись утке. По мифологии утка считалась создательницей мира, – продолжает Иван Кошин. – Кроме того, в представлении древних племён существовали верхний мир – воздух, земля и мир нижний, который ассоциировался с водой. Утка могла существовать во всех трёх мирах. Мурома верили, что своим звоном «лапчатые» шумящие украшения отгоняли злых духов.

Племя мурома считало, что «лапчатые» шумящие украшения отгоняли злых духов. Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

В племени мурома украшали себя и женщины, и мужчины. В экспозиции есть гривна – металлическое шейное украшение в виде обруча и браслет в виде свёрнутого в кольцо гвоздя. Браслет очень напоминает легендарное украшение знаменитого французского ювелирного дома.

На месте кремля никто не жил

С 1960 года Виталий Черников стал научным сотрудником, а чуть позже заведующим сектором историко-архитектурных памятников Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника. На этом посту он занимался охраной памятников архитектуры: в его ведении находился Нижегородский кремль. Именно Виталий Фёдорович первым в Горьком приступил там к охранным археологическим работам.

Раскопки шли всего на 600 квадратных метрах, но помогли развенчать некоторые мифы вокруг Нижегородского кремля. Например, считалось, что когда-то на месте кремля было поселение финно-угорского племени Абрамов городок. Виталий Черников доказал, что до возведения кремля там никто не жил. 

Долгое время Черников фактически был единственным археологом в Горьком и Горьковской области. «Наука лопаты» в нашем регионе могла затухнуть окончательно, но благодаря стараниям Виталия Фёдоровича этого не произошло.

Виталия Черникова называют настоящим примером профессионализма для молодых археологов. Их работа, кстати, мало изменилась со времён Виталия Фёдоровича. В первую очередь, это кропотливый многодневный труд под палящим солнцем и проливным дождём.

Не случайно на выставке есть так называемый «Полевой уголок». На фоне фотографии Виталия Черникова во время археологических работ разместили его личные вещи. И на фотографии, и на выставке можно увидеть… деревянные ящики из-под мармелада. Ненужные ящики с кондитерской фабрики археолог использовал для хранения находок. Ящики верой и правдой служат современным археологам до сих пор.