«Мы в театре, так и должно быть». Зачем Онегину спасать Ленского

«Онегин» (12+) в новом прочтении ждёт нижегородского зрителя. Нет, будут там и письмо Татьяны, и дуэль, и бал с полонезом, и, главное, музыка Чайковского с первой до последней ноты.

   
   

Что нового можно привнести в оперу, поставленную сотни раз, и почему это настоящее волшебство, nn.aif.ru рассказал режиссёр-постановщик оперы Сергей Новиков.

Сергей Новиков. Фото: Из личного архива 

Досье
Сергей Новиков родился в Нижнем Новгороде, окончил Нижегородское музыкальное училище имени М.А. Балакирева и ННГУ имени Лобачевского. Дипломант международного конкурса «Нано-опера» (г. Москва, 2012). Выступил режиссёром-постановщиком оперы Даргомыжского «Русалка» (Концертный зал им. П.И. Чайковского Московской филармонии), оперы Чайковского «Иоланта» в московском «Геликон-опера» и Шведской королевской опере в Стокгольме, оперы Чайковского «Опричник» в петербургском Михайловском театре, а также оперы Л. Делиба «Лакме» в Красноярском театре оперы и балета. В Нижегородском театре оперы и балета Сергей Новиков ставил «Реквием» Дж. Верди.

Новые смыслы классики

Ольга Морозова, nn.aif.ru: -  Сергей, в классике мы всегда ищем современную повестку, ждём, что произведение откликнется в нас сегодняшних. Чем современен «Онегин»?

Сергей Новиков: - Мне кажется, что отношения между героями «Онегина» всегда будут современными. Это хлеб, любовь и смерть – в чистом виде триада Станиславского.  Это и есть классика.

- Сюжет Пушкина у вас трансформирован: Онегин спасает Ленского, тот остаётся в живых. Ваш Онегин по-настоящему любит Татьяну и несёт это чувство сквозь всю жизнь. Но музыка и текст оперы первозданны. Как такое возможно?

- Да, музыка и текст ровно те же. В этом, наверно, и есть искусство оперной режиссуры: оставаясь в рамках партитуры, дать сюжету неожиданный для зрителя поворот, чтобы открылись смыслы, которые до этого пролистывались.

   
   

Иногда говорят, что классические произведения нужно очищать от штампов, возникших за десятилетия, а то и за века исполнения. Зритель за эти годы сильно изменился. То, что он понимал без перевода, без уточнений полтора века назад, сегодня надо объяснять. В «Пиковой даме», например, герои играют в фараона. Но в XIX веке все знали, как в фараона играть, а сейчас этого и артисты-то не знают. Им надо объяснять правила, тогда история с выбором между тузом и пиковой дамой становится гораздо более выпуклой.

В «Онегине» таких казусов нет, но у Пушкина в романе в стихах тоже много нюансов, не понятных современным людям. Спустя 150 лет их надо дообъяснить, попытаться оправдать мизансценически, в крайнем случае написать в программке какой-то словарик... 

Жить в эпоху перемен

-  Героев Пушкина вы помещаете в эпоху перемен: сначала у власти Павел I, затем – его сын Александр, который хочет, «чтобы всё было, как при бабушке». Зачем?

- Нам нужно поместить сюжет в конкретное время – у Пушкина в романе оно, по сути, не обозначено. Современники Пушкина эпоху идентифицировали по его рисункам – поэт рисовал цилиндры, при Павле они были запрещены, а разрешены позднее…

Но раз прямых указаний автора нет, мы выбираем эпоху Павла I, погибшего в результате заговора, потому что позже императоры были на троне продолжительное время. Онегин, высокопоставленный государственный служащий, решает пожертвовать карьерой и спасти Ленского, государственного преступника. Ленский совершил непростительный при Павле поступок, плеснув вином в портрет императора при большом стечении народа. Портреты Павла I действительно висели в любом кабаке…

Поэтому Онегину и Ленскому приходится отправиться в бега. Вернуться в Россию они смогут только при Александре I – людей, нежелательных при дворе Павла I, жалуют при дворе его сына.  Эта граница двух веков и двух императоров становится сюжетообразующей.

- Нижегородцы влюблены в оркестр La Voce Strumentale, как вам с ним работается?

- Я не работаю с оркестром, это амплуа маэстро Дмитрия Синьковского. Но могу сказать: «Онегина» я слушал раз, наверно 70, однако сейчас вдруг слышу неожиданные темы у разных групп музыкантов. В других постановках они как-то пролетали в общем оркестровом звучании, не были акцентированы, а они такие интересные.

Маэстро эти голоса очень скрупулёзно отрабатывает, всё звучит по отдельности. Интересно за этим следить. 

Опера «Онегин». Фото: Нижегородский театр оперы и балета/ Александр Воложанин

Всё началось с «Сусанина»

- Не могут не спросить о тайм-менеджменте. Как удаётся работать и ставить оперу (Сергей Новиков – федеральный чиновник – Ред.)?

- Тайм-менеджмент такой – я в отпуске. В августе мы неделю репетировали с артистами мизансценически. «Онегин» - настолько часто исполняемое произведение, что три четверти состава в других его постановках уже выступали. Они знают текст, но багаж прошлых постановок не всегда помогает. Иной раз приходилось останавливать репетицию и говорить: стоп-стоп, это из другого театра!  

Так вот, в августе мы разобрали всю нашу историю, но пришлось, как Рабинович в анекдоте, напевать: вот здесь у вас будет лестница, а там поедет кровать…

Когда всё происходит в декорациях и костюмах, это совсем другое дело! Сейчас мы спектакль уже собрали.

Опера «Онегин». Фото: Нижегородский театр оперы и балета/ Александр Воложанин

- Кто-то из ваших нижегородских учителей музыки будет на премьере?

- Да. Очень надеюсь, что придёт мой преподаватель по виолончели Татьяна Вячеславовна Васильева. Именно она в 1988-м или 1989 году дала мне билеты на «Ивана Сусанина» в Нижегородский театр оперы и балета.

Постановка меня тогда поразила. Вообще-то я бывал в оперном театре с трёх лет, но триггером стал именно «Сусанин» в 12. Эти огромные, циклопические перемены живописных декораций за какие-то секунды… Всё дышало титаническим трудом художников и музыкантов.

- Сегодняшняя репетиция для меня тоже похожа на волшебство. Чайковский, костюмы, всё движется, вы добиваетесь нужного звона шпор, просите специально записать звук столовых приборов – так хорошо они в какой-то момент гремели…

-  Мы в театре, так и должно быть.