"Щелкунчик" из Нижнего. Как становятся лауреатами музыкальных конкурсов

На сцене главного музыкального конкурса страны для юниоров Даниил Абросимов (на фото в центре) чувствовал себя, как всегда, уверенно. © / Из личного архивa

Десятилетний нижегородец Даниил Абросимов стал лучшим пианистом на Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик-2022» – аналоге олимпиады для музыкально одарённых ребят со всей России.

   
   

Это повод для гордости всей Нижегородской области! Отец и педагог Даниила Никита Абросимов рассказал nn.aif.ru, как затронуть клавиши детской души, чтобы настроить их на успех.

Не давить и не заставлять

Злата Медушевская,  nn.aif.ru: – Никита, вы сами талантливый известный пианист и не понаслышке знаете: путь творческого человека сложен. Сознательно хотели, чтобы Даниил пошёл по вашим стопам? Или в музыкальной семье выбора у ребёнка почти нет?

Никита Абросимов: – Да, семья у нас действительно музыкальная, и Даниил с рождения всегда был окружён музыкой. Но я бы сказал, что всё как-то сложилось само собой, естественно. Совсем маленьким сын подходил к инструменту, когда я репетировал, очень чутко реагировал на музыку – например, мог заплакать или засмеяться. Лично для меня как раз эмоциональная реакция ребёнка на музыку – признак предрасположенности к ней, даже важнее, чем слух.

Потом мама, бабушка с дедушкой объясняли Дане ноты. Поскольку у сына были явные музыкальные способности, то в пять с половиной лет в детской школе музыкального колледжа имени М. А. Балакирева с Даниилом начала заниматься выдающийся педагог Наталья Фиш. Она дала ему очень хороший, мощный старт. Я тоже ученик Натальи Николаевны. Теперь уже полтора года занимаюсь с сыном самостоятельно.

Никита Абросимов считает, что эмоциональная реакция сына на музыку является главным признаком предрасположенности к ней. Фото: Из личного архивa

– Музыка нравится многим детям, но пыл спадает, как только дело доходит до серьёзной работы, а она необходима. Что с этим делать?

– Ещё Чайковский говорил, что вдохновение — гостья, которая не любит посещать ленивых. В искусстве, как и в любой работе, важна методичность и стабильность. Но ребёнка надо приучать к труду в увлекательной форме. Чего точно делать не надо – давить и заставлять. Это отобьёт интерес к любому занятию.

   
   

Сейчас Даниилу 10 лет, и в среднем мы занимаемся музыкой по четыре часа в день. Занятия разбиваем на 45-минутные блоки в течение дня. Сразу скажу: если бы сыну эта работа не была в радость, мы бы не смогли столько работать.

Важно, чтобы занятия были разнообразными и увлекательными. Мы играем гаммы, повторяем какие-то выученные произведения, разбираем новые, играем с листа. Во всём нужен баланс. Наверное, в этом секрет.

Без харизмы никак

– Одно дело играть дома, другое – выходить к большой аудитории. Даниил с удовольствием выступает на сцене?

– В его случае тоже всё сложилось довольно гармонично и постепенно. Он с малых лет регулярно выходит на сцену, в том числе на филармоническую, играет с оркестрами. В этом большая заслуга директора и художественного руководителя Нижегородской филармонии Ольги Томиной. С самого начала Ольга Николаевна оценила неординарные способности Даниила и всё это время поддерживала его.

Музыкант всегда играет для людей. Пианист на сцене максимально сосредотачивается на том, что делает. Это удивительная возможность донести до слушателей красоту музыки, увести их от рутины, подарить новые переживания. Даниил это понимает.

Хороший исполнитель – это всегда индивидуальность. Это позволяет наполнить произведение новизной, свежестью, даже если оно очень популярно и часто исполняется другими пианистами.

– Сегодня Даниил участвует в конкурсах. Это не стресс для ребёнка?

– Смотря как воспринимать участие в конкурсах. Для нас это не состязание, а возможность выступить перед новой публикой, показать результаты работы. Настрой такой: максимально хорошо выступить, донести музыку слушателям на уровне своих возможностей. Стал первым – прекрасно, нет – есть куда расти. В любом случае это должен быть позитивный опыт для ребёнка.

Без конкурсов не обойтись. Они дают возможность заявить о себе, показать мастерство, послушать мнение профессионалов. Как правило, лауреатов приглашают потом выступать на фестивалях, концертировать.

– Даниил исполняет довольно сложные для своего возраста произведения. Есть мнение, что настоящий исполнитель, образно говоря, должен знать, о чём играет…

– Я бы сказал, что Даниил действительно идёт с опережением и исполняет произведения из репертуара взрослых музыкантов.

Если вдуматься, каждый способен сопереживать чувствам другого человека, ребёнок в том числе. На мой взгляд, для этого совершенно не обязательно самому переживать те или иные события в данный момент.

Так и в музыке. Я уже говорил, что Даниил изначально хорошо чувствует музыку, её эмоциональный смысл. Ему никогда не надо было говорить, что это произведение весёлое, а это – грустное. Общий контекст сыну понятен всегда.

Там, где подтекст сложный для детского восприятия, подключается педагог – помогает лучше понять образный строй музыки. От этого осознания рождается то самое сопереживание, и исполнение становится более зрелым.

Джаз и Пахмутова

– Понятно, что не все дети столь музыкально одарены, как Даниил. На ваш взгляд, зачем любому ребёнку в принципе надо заниматься музыкой?

– На мой взгляд, это очень важный момент общего образования. Мы же учим литературу, историю, а почему бы ребёнку не знать больше о музыке?

Если вдуматься, то, изучая музыку, ты погружаешься в исторический контекст. В какое время жил композитор? Что сподвигло его написать произведение? А кто ещё в эту эпоху жил? Это огромный пласт знаний.

К тому же, конечно, занятия музыкой воспитывают душу ребёнка, формируют его эстетический вкус.

– Кстати, Даниил слушает современную музыку или только классическую?

– Даниил любит джаз, иногда слушает хорошую эстраду: песни Александры Пахмутовой, Муслима Магомаева, музыку Александра Зацепина и других композиторов.

– В истории есть примеры, когда ранний успех не шёл на пользу талантливым людям. Не переживаете за сына в этом смысле?

– Здесь очень многое зависит от родителей. Мы стараемся воспитывать правильное отношение к успеху.

Даниил понимает, что победа в «Щелкунчике» – результат его многолетней работы. Этот успех не упал на него с неба. Важно, что он осознаёт: это не повод почивать на лаврах, а возможность двигаться дальше, развиваться.

Досье
Никита Абросимов. Родился в 1988 году на Урале. В 2007 году окончил Нижегородское музыкальное училище им. М. А. Балакирева (класс Натальи Фиш). В 2008–2011 годах учился в Университете Индианы в Саут-Бенде (США, класс Александра Торадзе), с 2012-го по 2015 год в лондонском Королевском музыкальном колледже, в классе Дмитрия Алексеева. В 2011 году стал победителем Международного конкурса пианистов в Цинциннати (США). Лауреат премии Международного музыкального общества Гаон (Сеул, КНДР).

Досье
Даниил Абросимов. Родился в 2012 году в Нижнем Новгороде. Музыкой занимается с пяти лет. С 2018 года – стипендиат фонда «Новые имена». В 2021 году стал победителем на Международном конкурсе молодых пианистов имени В.Ю. Виллуана в Нижнем Новгороде.