«Мой прадед исповедовал Горького». Москвичка открыла тайны своих предков

«Ангел-хранитель» прадедушка Покровский Доримедонт оберегал свою правнучку всю жизнь… © / Елена Савина / Из личного архива

Однажды ты узнаёшь, что твой прадед был героем повести Горького «В людях», а родной брат бабушки написал известные романсы на стихи Сергея Есенина. Распутывая клубок родных судеб, всё это узнала о предках москвичка Елена Савина. Выяснила и благодаря истории рода искренне полюбила Нижний Новгород…    
   

По следам Доримедонтовичей

Елена Савина, психолог по профессии, вспоминает, что о родственниках её отца Николая Покровского в семье говорили путанно. Известно только, что Николай Николаевич родился в Уфе, отец его был юристом, рано оставил сына сиротой. И всё.

Отправной точкой для исследования рода Покровских для Елены Николаевны стали служебное личное дело её отца и его метрика, найденная в Уфимском архиве. Из документов следовало: дед служил присужным поверенным в Уфимском окружном суде. Правда, в метрике было указано другое отчество, чем в личном деле его сына – не Дмитриевич, а необычное даже для того времени – Доримедонтович. И снова тупик…

Но Елена Николаевна не сдавалась. Поначалу из разных источников удалось выяснить, что, скорее всего, брат её деда – знаменитый астроном Константин Доримедонтович Покровский. Он преподавал в пяти университетах и возглавлял четыре обсерватории в России, был одним из основателей и первым ректором Пермского университета.

Потом поиски привели ещё к одному Доримедонтовичу – солисту Мариинской оперы, участнику «Русских сезонов» Дягилева в Париже Александру Дмитриевичу Александровичу (урождённому Александру Доримедонтовичу Покровскому).

«В моих генеалогических поисках много мистики. С детства имя Доримедонт крутилось в моей голове – привлекало необычностью, смешило, ‒ вспоминает Елена Николаевна. ‒ Именно редкое имя прадеда фактически облегчило поиск. Уверена, что вот так «ангел-хранитель» прадедушка Доримедонт оберегал свою правнучку всю жизнь…»

Поскольку астроном и певец Покровские были родом из Нижнего Новгорода, Елена Савина попросила помощи у местных исследователей. Благодаря им удалось доказать, что прапрадед Елены Николаевны – нижегородский священник Доримедонт Васильевич Покровский. Более того, именно ему исповедовался Алёша Пешков. Это описано в повести Максима Горького «В людях»!

   
   

Вот как описывает эту встречу великий пролетарский писатель: «…Великим постом меня заставили говеть, и вот я иду исповедоваться к нашему соседу, отцу Доримедонту Покровскому. Я считал его человеком суровым и был во многом грешен лично перед ним: разбивал камнями беседку в его саду, враждовал с его детьми, и вообще он мог напомнить мне немало разных поступков, неприятных ему. Это меня очень смущало, и, когда я стоял в бедненькой церкви, ожидая очереди исповедоваться, сердце моё билось трепетно. Но отец Доримедонт встретил меня добродушно ворчливым восклицанием: «А, сосед... Ну, вставай на колени. В чём грешен?»

И далее: «… Я удивлённо взглянул в лицо ему, – оно казалось задумчивым и добрым. Мне было неловко, совестно: отправляя меня на исповедь, хозяева наговорили о ней страхов и ужасов, убедив каяться честно во всех прегрешениях моих…»

Автограф Константина Покровского Горькому. Фото: Из личного архива/ Елена Савина

Узнала по рукам

Интуиция не подвела Максима Горького. Отец Доримедонт Васильевич Покровский действительно был добрым и щедрым человеком, хотя с женой и десятью детьми жил более чем скромно. Тем не менее не раз помогал пожертвованием в церковь в родном селе Котовка Ардатовского уезда, безвозмездно трудился законоучителем при Александровском детском приюте в Нижнем Новгороде.

Как-то по окончании литургии отец Доримедонт прочитал прихожанам воззвание о крайне бедственном положении братьев-черногорцев, лишённых возможности купить необходимую себе одежду. Потом, не сходя с кафедры, снял с себя рясу и сказал, что жертвует её Красному Кресту. После этого поступка священника за два дня нижегородцы принесли в храм, где служил Покровский, 48 пудов разной одежды для черногорских нуждающихся!

«Я даже не мечтала найти фотографию прадеда, – продолжает Елена Николаевна. – И снова вмешалось провидение! Как выяснилось позже, в день, когда я отправила запрос нижегородскому краеведу Марине Ивановой о поиске прадеда, настоятель Вознесенского-Печёрского монастыря, основатель музея Нижегородской епархии  приобрёл в антикварной лавке фотографию Д. В. Покровского с личной печатью. Краевед позже выслала мне её копию. Невозможно передать чувство, охватившее меня при первом взгляде на фотографию. Первое, что увидела – руки прадеда. Это были точь-в-точь папины и мои руки!»

Постепенно Елена Савина выяснила и судьбу своего деда Николая Доримедонтовича Покровского. После революции 1917 года он примкнул к белому движению, служил юрисконсультом в управлении делами правительства А.В. Колчака, погиб в Иркутске в 1918 году…

Несколько лет назад Елена Николаевна приехала на родину предков Покровских в Нижний Новгород. Признаётся: тут же полюбила наш город.

И опять мистическое совпадение: Елена Николаевна вместе с мужем сняли квартиру в доме, который стоит на месте дома её прадеда. Она продолжает поиски по линии Покровских. Сейчас просит откликнуться потомков дочерей своего прадеда, нижегородского священника Д.В. Покровского. Возможно, они носят фамилию Покровские, Грузинцевы, Ефимовы.

Русская Ave Maria

Елене Савиной удалось восстановить и подлинную судьбу ещё одного удивительного предка – родного брата бабушки по линии матери, композитора и пианиста-виртуоза Василия Липатова.

Уроженец Рязанщины, он написал музыку романсов на стихи Сергея Есенина «Клён ты мой опавший» и «Письмо матери», создал фортепианно-вокальный реквием в десяти частях «Соловьиная кровь».

У Липатова была трагическая судьба. Выпускник семинарии, затем участник Первой мировой и Гражданской войн, Липатов поступает в Ленинградскую консерваторию и становится любимым учеником её ректора композитора Александра Глазунова.

Далее ‒ яркий триумф. В 1924 году в Петрограде Липатов после публичного выступления знакомится с поэтом Сергеем Есениным. Вдохновлённый встречей с земляком, Липатов пишет удивительную музыку на лиричные есенинские стихи и романсы, находит отклик у слушателей по всей России. «Письмо матери» любил, говорят, напевать и сам Есенин.

Однако после смерти поэта начинаются гонения на его творчество, и не только. Негласно неугодными становятся и произведения композитора Липатова. Защищая своего ученика, Александр Глазунов сказал о «Письме матери»: «Это  русская Ave Maria».

Наши корни питают нас энергией и жизненной силой. Мы тонкая веточка мощнейшего родового древа.

«Василию Липатову фактически запретили сочинять собственную музыку – можно было только обрабатывать русскую народную. Поскольку его произведения не печатали, он часто от руки переписывал новые песни и дарил близким. По родственникам я собрала что могла, – рассказывает Елена Савинова. – Из-за творческой нереализованности, как, увы, часто бывает у русских талантов, Василий Николаевич «топил свою тоску в рюмке». Композитор умер в 1965 году в Ленинграде».

Елена Николаевна сейчас пишет книгу о жизни Липатова. Поводом стало цитирование на некоторых интернет-ресурсах статьи композитора Василия Соловьёва-Седова о том, что его коллега якобы не пережил триумфа, а все произведения Липатова после смерти Есенина оказались «бескрылыми». Но близкие знают, что дело не в славе, а в запрете таланту творить.

«На исследование моего генеалогического древа ушло 11 лет! – говорит Елена Николаевна. – Были поездки, новые знакомства, удивительные открытия. Всё, что со мной случилось, говорит: наши предки хотят и ждут, чтобы мы их нашли».

Как психолог, занимающийся системными семейными расстановками (связью судеб в роду), Елена Савина уверена: наши корни питают нас энергией и жизненной силой. Приходит более глубокое понимание себя, своего характера. Мы тонкая веточка мощнейшего родового древа.