Мой адрес – не дом, а улица. Как помочь бездомным зимой?

Волонтёры дают людям «с обочины» еду, одежду, кров и помогают заполнить душевную пустоту. © / Группа "Помощь бездомным людям". "Милосердие". Волонтерское движение Нижегородской епархии

Кутаясь в тёплую одежду, мы быстро бежим домой по зимнему городу. Бежим, не замечая людей, которые остались на улице один на один с морозами, голодом и равнодушием окружающих. Как выживают в холода те, у кого нет крыши над головой?

   
   

К банкоматам на ночлег

Сергей Степанов с Бора (имя и фамилия изменены. – Ред.) как-то поздно вечером отправился снять деньги в круглосуточный зал с банкоматами. В небольшом помещении, привалившись к стене, сидел плохо одетый человек. Оказалось, его зовут Олег, ему 59 лет. Два года назад Олег освободился из колонии, а пока отбывал наказание, родной брат продал общую квартиру и умер. Так бывший заключённый остался на улице.

Через несколько недель Сергей снова увидел Олега у банкоматов. Оказалось, это у бывшего сидельца постоянное место ночлега – если, конечно, не гонят охранники из соседнего супермаркета. На этот раз Олег был сильно избит. Говорит, что на нём регулярно отрабатывает удары местная молодёжь.

На следующий день сердобольный Сергей отправился в соцзащиту, рассказал, что избитый человек в мороз остаётся на улице. Там объяснили: Олег не пенсионер и не инвалид, в социальное учреждение его определить не могут. Посоветовали вызвать «скорую помощь», чтобы мужчину с улицы госпитализировали.

«Скорую» ждали четыре часа – время такое... Пока ждали, приходил участковый. Он рассказал, что Олега знает, а что делать с ним – нет. Бывшего зэка всё же забрали в больницу, там он провёл ночь в коридоре, а потом его отправили восвояси.

Сергей не сдался. Позвонил в областной центр социально-трудовой реабилитации в Нижнем Новгороде. Там ответили: места в центре есть, Олега возьмут на постой, если он предоставит свежую флюорографию. В соцзащите бездомному мужчине с этим помогли.

В общем, Олег сейчас в ночлежке в центре социально-трудовой реабилитации. Там его заступника заверили, что помогут обитателю улицы восстановить паспорт, оформить инвалидность и определят дальнейшее местонахождение.

   
   

Олег просит Сергея: «Ты только не отступись от меня, помоги!» Но получается, что Сергей такой настойчивый, а так жил бомж на улице два года, и всем было всё равно…

Не только суп и одежда

Волонтёрское движение «Милосердие» работает при Нижегородской митрополии. Одно из направлений – круглый год помогать нижегородским бездомным. Уже десять лет по средам, пятницам и воскресеньям около центра социально-трудовой реабилитации на улице Гордеевской добровольцы раздают примерно по 150 порций горячего питания.

Помогают и одеждой, особенно это актуально зимой. В отдельных случаях волонтёры могут помочь сделать медицинские анализы, устроиться на работу. Иногда собирают деньги на то, чтобы человек смог вернуться домой в другой регион. Но помочь всем возможности нет.  «Милосердие» делает всё это на средства неравнодушных людей, они же приносят одежду для тех, кому приходится зимовать на улице.

«Иногда просто накормить и одеть человека мало. Нужна моральная поддержка, возможность заполнить пустоту в душе человека верой и смыслом, – уверен иерей Филипп Измайлов, руководитель медико-социального отдела Нижегородской епархии. – Важно объяснить: есть люди, готовые помочь. Волонтёры именно об этом говорят с бездомными, раздавая еду».

До пандемии такие беседы с постояльцами центра социально-трудовой реабилитации проводили священнослужители.

По словам иерея Филиппа Измайлова, как правило, у людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, есть возможность стать трудниками при монастырях Нижегородской епархии. Для этого нужны паспорт, желание работать и соблюдать строгие правила обители. За это в монастыре готовы предоставить нехитрое жильё и пищу. Сколько времени человек проведёт трудником, часто зависит от его поведения и дальнейших планов на жизнь.

Успеть за 60 дней

О том, как обратиться за поддержкой в центр социально-трудовой реабилитации на улице Гордеевской, 3/5 в Нижнем Новгороде, «АиФ-НН» рассказали в министерстве социальной политики Нижегородской области. Для этого действительно нужен результат свежей флюорографии. В центре можно пробыть 60 дней, на это время сотрудники центра помогают гражданам оформить временную прописку, а уже имея её, получить инвалидность.

Если у человека нет пенсии по инвалидности или старости, определить его в психоневрологический диспансер или в дом престарелых по закону невозможно, объяснили в министерстве. Большая часть пенсионных выплат от государства должна идти на содержание человека в социальном учреждении.

Обратиться в центр социально-трудовой реабилитации в Нижнем Новгороде можно самостоятельно или при участии органов соцзащиты. Туда же могут обратиться граждане, которые хотят помочь бездомному. 

В центре на Гордеевской всего 101 место. Это единственная государственная ночлежка на всю Нижегородскую область. Куда деваться людям, оставшимся без крыши над головой в морозы в других городах области, непонятно...

Где пропуск в приличную жизнь

Когда-то все люди без определённого места жительства были под надзором государства. А сейчас?

«К сожалению, сегодня ряды бездомных всё чаще пополняют бывшие заключённые, - говорит Евгений МАКАРОВ, полковник полиции в отставке. - Причина в том, что разорвана многолетняя система взаимодействия службы Федеральной службы исполнения наказаний и МВД.

В своё время накануне освобождения человек сообщал в официальные органы место жительства, куда он должен прибыть. На месте проверяли, существует ли адрес на самом деле и готовы ли там принять бывшего заключённого. Если тому оказывалось некуда пойти, его старались трудоустроить и предоставить место жительства. А если освободившийся не прибывал по указанному им адресу, его объявляли в розыск.

Все бывшие заключённые на воле попадали под надзор милиции. За нарушение правил – например, за пьянство или тунеядство – поднадзорный мог снова отправиться в колонию. В среднем бывший заключённый, не желавший становиться на путь исправления, находился на воле не более полугода.

Сейчас такой налаженной и строгой системы нет – все проблемы ложатся на плечи участковых, которые порой помочь ничем не могут или не хотят.

Если человек из-за своих вредных привычек оказывался на улице, существовала система лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП). Таких учреждений только в Нижегородской области было девять или около того. Там некоторые люди впервые за долгие годы видели горячую еду и чистое бельё. И многие потом возвращались к более или менее приличной жизни. Часть граждан из ЛТП перенаправляли в психоневрологические интернаты, в дома престарелых.

Я не спорю, и в советские годы люди скитались по улицам, зимой укрывались в подвалах, на теплотрассах, строили шалаши из мусора на свалках. Но это не было так массово, как сейчас! Значит, надо что-то менять».