Место на полке. Нижегородцам рассказали, как стать партнёрами ритейла

Задача любого продавца – дать покупателю то, что он ищет. А часто ищет он качественную продукцию от локального производства. Поставщики из Нижегородской области представили её одной из ведущих продуктовых розничных компаний России, а также обсудили, как региональному бизнесу занять своё место на большой полке. 

   
   

Вкусное – рядом 

Свежие сыры и творог, ароматные колбасы и соления, рыбные деликатесы и лимонад, чеснок в меду и цукаты из тыквы - конференция для партнёров в сфере малого предпринимательства Х5 Group в Нижегородской области началась с щедрой дегустации, на которой представили свои товары 19 местных производителей. Часть из них уже давно заняла своё место на полках магазинов федеральных торговых сетей, часть – только мечтает о подобном расширении рынка сбыта. 

Конференция в региональном  формате проходит впервые. Её цель – в крупных агропромышленных регионах, таких как Нижегородская область, ближе познакомиться с местными производителями, чтобы выстроить взаимовыгодные отношения. В 2023 году с торговой сетью начали сотрудничать 18 компаний из Нижегородской области, а всего на конец года свою продукцию в магазины сетей компании Х5 поставляли более 120 региональных производителей, из них около 70 – малый бизнес. 

«Мы понимаем, что малый и средний бизнес – одна из основ экономики в регионах и осознаём все проблемы таких производителей при входе в федеральные торговые сети, - рассказал директор по взаимодействию с бизнес-ассоциациями и сообществами Х5 Group Максим Арефьев. - На конференции хотим рассказать о нескольких тестовых проектах, которые упростят этот процесс». 

По словам заместителя министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Елены Омельяненко, сейчас потребители всё чаще хотят покупать продукцию, сделанную из местного сырья на местных производствах. Если раньше представителям министерства порой приходилось уговаривать торговые сети обратить внимание на нижегородских поставщиков, то сейчас ритейлеры сами заинтересованы в локальных брендах. «22% продукции в сетевых магазинах – нижегородские. По хлебобулочной продукции эта цифра доходит до 80%, - добавила Елена Омельяненко. – Это очень хороший показатель по России». 

Фото: Пресс-служба X5 Group

Потребитель голосует рублём 

Деловую часть конференции открыл руководитель Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) Нижегородской области Ленар Шафигуллин.  «ФАС России поддерживает политику торговых сетей о заключении с поставщиками долгосрочных контрактов. Это обеспечивают рынок сбыта вне зависимости от изменчивости спроса и цен, - рассказал Ленар Шафигуллин. – Но бизнесу не надо расслабляться, работа на качество должна вестись постоянно. Потребитель голосует рублём».  

Примером такого долгосрочного сотрудничества может служить проект «Агроагрегатор». Его суть - сбор объёмов продукции от фермеров под заказ. Агрологистический оператор берет на себя подготовку, фасовку, хранение, проверку качества и поставку таких продуктов в торговую сеть. Проект уже реализуется в Липецкой и Свердловской областях. В 2024 году будет работать до 10 подобных агрологистических центров по всей России.

   
   

Во время своих выступлений представители ритейлера затронули важные темы. Например, каков порядок подачи коммерческого предложения для сотрудничества? Акцент в деловой программе сделан на сегменте готовой еды, активным развитием которого сейчас занимаются торговые сети. Участникам также рассказали о ESG-инициативах (экологическое, социальное и корпоративное управление), в том числе дали рекомендации по экологичной упаковке и благотворительным проектам. 

Фото: Пресс-служба X5 Group

Больше местных квот 

Нижегородские производители могли во время конференции задать все интересующие их вопросы. А они порой были острые. Могут ли федеральные сети расширять квоты для локальных брендов? Готовы ли быть более гибкими к принятию повышения цен от местных поставщиков? «Мы представлены во всех сетях компании – от Калининграда до Новосибирска и многолетним сотрудничеством очень дорожим, - говорит коммерческий директор ООО «Эхо» (торговая марка «Белоручка») Александр Кочкин. - Но наше основное сырьё - овощи и фрукты. В сезон они дешевле, а ближе к весне цены растут. Хотелось бы в этом вопросе больше понимания. В остальном, благодарим за готовность помочь, в том числе в расширении продуктовой линейки в соответствии с требованиями сети». 

Среди участников конференции были и представители личных подсобных хозяйств (ЛПХ) с крафтовой продукцией. В семейном поместье «Васильевский бор» в Городецком районе среди прочего делают цукаты из тыквы и чеснок в меду. «Для себя поняли, что шанс зайти в торговые сети у таких поставщиков, как мы, есть. Для этого надо объединить силы нескольким микропроизводствам, - рассуждает глава ЛПХ Вячеслав Круглов. – Расширить продуктовую линейку, проработать общую упаковку и коммерческое предложение. Будем над этим работать». 

После завершения деловой части конференции прошла торгово-закупочная сессия, в ходе которой нижегородские поставщики смогли подробнее узнать условия работы и потребности торговых сетей.