Лён – всему голова. Кто расскажет, как рубашка в поле выросла?

На полях Российской империи собирали лён высочайшего качества. (Картина Федота Сычкова «Мяльщицы льна») © / Википедия

Молодых людей из глубинки тянет в город, они покидают село.    
   

Как изменить ситуацию и причём здесь лён, «АиФ-НН» рассказал директор Центра стратегического развития путешествий и наставничества Владимир ХРЫКОВ.

Уроки жизни

Злата МЕДУШЕВСКАЯ, «АиФ-НН»: – Владимир Павлович, на ваш взгляд, почему, несмотря на все усилия государства, молодёжь считает немодной работу в сельском хозяйстве?

Владимир ХРЫКОВ: – Потому, что такая работа в основном низкооплачиваемая и не высокотехнологичная. Да, есть передовые хозяйства с тракторами, похожими на космические корабли. Но так ли их много в стране?

В посевную, когда ты чуть ли не 20 часов в сутки в поле, платят в среднем 25 тыс. руб. Гораздо больше заработаешь менеджером в офисе, сидя весь день на стуле в чистом костюме.

Конечно, АПК – отрасль, куда молодёжь идти пока не хочет. Подход к организации сельскохозяйственной отрасли, конечно, надо менять. Агрошколы на участках при учебных заведениях этому помогут.

При многих школах в Нижегородской области есть земельные участки. Раньше учебное заведение делало там что хотело. Кто-то яблоневые сады разбил... Вроде сельское хозяйство.

   
   

Но почему бы не создать единый областной центр, который возродит эти участки как важную часть образовательного процесса и обеспечит школьные столовые, например, собственными овощами? Центр мог бы разрабатывать единый агроплан, обеспечивать участки минимальной техникой, семенами, удобрениями. Это может стать унифицированной сетевой формой работы с учащимися. Можно вовлекать в процесс аграрный бизнес, заинтересованный в кадрах.

Пока такого центра в регионе нет.

Школьная студия едет на ПМЭФ

– Вам удалось создать одну такую агрошколу. Как она работает?

– Мой проект агрошколы «Как рубашка в поле выросла» в 2020 году поддержал Фонд президентских грантов. Проект – как раз попытка показать, куда нам надо двигаться, чтобы  вырастить кадры для сельского хозяйства.

На земельном участке при одной из школ в области ребята посеяли и вырастили длинноволокнистый лён. Затем обработали его, соткали ткань и изготовили из неё декоративные предметы. Дети очень прониклись! Одна из учениц рассказала, что мечтает быть дизайнером одежды. Вместе мы разработали проект школьной дизайн-студии. Собираемся выступить с ним на молодёжной секции Петербургского международного экономического форума в середине июня.

– Насколько я знаю, этот ваш проект поддержки в министерстве образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области не получил. Тиражировать его в регионе не намерены. Почему, как вы думаете? Идея-то хорошая.

– Нижегородская область вошла в пилотный проект по созданию агроклассов в школах аграрных регионов России. Но на мой взгляд, это очередная форма отчётности, а не реальная профориентация молодёжи. Показывать и созидать – две большие разницы. Это ещё Антон Макаренко доказал. Увы, наше образование в данном случае двинулось по пути демонстрации.

Я считаю, что именно в агрошколе дети начинают понимать, зачем им, собственно, образование нужно. Ребёнок приходит на пришкольный участок и видит: биология – это рост растения, химия – удобрения, математика – расчёт потребности в них, география – пространственное распределение  сельскохозяйственных культур и их взаимодействие с человеком. А главное – дети видят реальный результат своего труда!

Важный момент: ребёнок понимает и то, как человек взаимодействует с природой через сельскохозяйственную деятельность – древнейшую в истории человечества.

– Ребята на «вашем» пришкольном участке выращивали лён. Почему вы выбрали именно эту культуру?

– Я считаю, что эта культура идеальна, чтобы выращивать её в нашей полосе рискованного земледелия. Но я подчеркну: мы брали именно длинноволокнистый лён. Россия долгое время была мировым лидером по производству такого вида льна. В царской России качество льняного волокна было высочайшим, оно не уступало китайскому шёлку. С тех времён, собственно, лён и называют «северным шёлком».

Фото: личный архив/ Наталья Корнеева

Сегодня лидеры по выращиванию льна-долгунца – Франция и Бельгия. Перерабатывают его Индия и Китай. Льняные ткани высокого качества, как правило, производит Италия, более низкого качества – Бангладеш.

В России мы уже отстаём от мировых стандартов выращивания льна почти на век! Лён как экспортную культуру у нас «убили» в 1970-е годы. Тогда была плановая экономика, где главным было количество, а не качество.

Между тем длинноволокнистый лён выращивать намного сложнее, чем короткий. У льна-долгунца и по сей день высокая агрокультура. В Нижегородской области в среднем в гектар сельхозкультур надо вложить 5000-6000 руб. А чтобы вырастить лён-долгунец экспортного качества – около 30 тыс.

Мы во многом утратили в этом плане высокую агрокультуру. Теперь производство льна-долгунца должно быть экспериментальным. Без финансовой поддержки государства здесь не обойтись. Пока её в должном объёме нет.

Возродить «северный шёлк»

– Тем не менее вы считаете такое дорогостоящее возрождение льноводства в Нижегородской области важной составляющей подъёма сельскохозяйственной отрасли…

– Сейчас у нас выращивают только короткий лён. В год им засеивают около 4000 гектаров. При этом продавать его не слишком рентабельно. Зато тот же Китай готов закупать длинноволокнистый лён в объёмах от 500 тонн и до бесконечности за хорошие деньги. В 2017 году за килограмм короткого льна китайцы платили 0,5 доллара, а за длинноволокнистый – 2,5-3 евро. Сейчас цены, естественно, выросли, но разница осталась.

Для работы одного завода-модуля, рассчитанного на 1000 гектаров посевов льна, требуется около 150 человек. Это новые рабочие места для севера области, где с занятостью не слишком хорошо.

На мой взгляд, длинноволокнистый лён может стать локомотивом развития АПК в зоне рискованного земледелия на севере Нижегородской области.

Сеять лён в промышленных масштабах надо от тысячи гектаров. Эта культура требует трёхпольного севооборота (практика выращивания различных видов сельскохозяйственных культур на одной и той же территории в течение нескольких вегетационных сезонов. – Ред.) То есть, засевая таким образом гектар земли, мы реально вводим в оборот четыре гектара.

Кроме того, для работы одного завода-модуля, рассчитанного на 1000 гектаров посевов льна, требуется около 150 человек. Это новые рабочие места для севера области, где с занятостью не слишком хорошо.

Кроме того, льноволокно – это только начало. Из семян льна, выращенного в нашей климатической зоне, можно делать масло для лакокрасочного производства. На отходах производства  прекрасно растут грибы вроде вешенок. Это дополнительная возможность развивать малый и средний бизнес.

Кроме того, из льна-долгунца делают биокомпозитное волокно для автомобильной, авиационной и космической промышленности. Даже порох из него учёные научились получать!

Лён-долгунец – прекрасный экспортный товар. Но Китай не готов нас учить, как его производить. Тем более не готовы сейчас к этому Франция и Бельгия. Значит, надо возрождать российские традиции.

Досье
Владимир ХРЫКОВ. Родился в г. Бор. В 2008 году окончил факультет международных отношений ННГУ им. Н. И. Лобачевского по специальности «Политология». Проходит обучение в магистратуре лесного факультета Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. С 2014 года – председатель автономной некоммерческой организации «Центр стратегического развития путешествий и наставничества». С 2017 года – председатель Нижегородского отделения межрегионального общественного фонда «Льняной союз».