Личная история. Потомки вправе знать судьбы солдат великой войны

Пройти 9 мая в колонне «Бессмертного полка» очень важно. Но хорошо бы точно узнать жизненный и боевой путь ваших героических прадедов. © / Кира Мишина / АиФ-Нижний Новгород

«Бессмертный полк» в мае 2020 года будет виртуальным. Но наша память всегда реальная и осязаема.    
   

Как приблизить встречу с героическим прошлым своей семьи, «АиФ-НН» узнал у председателя Нижегородского регионального представительства Союза Возрождения Родословных Традиций Татьяны ГРАЧЁВОЙ, одного из кураторов проекта «Вспомнить каждого», #ФондПрезидентскихГрантов.

Пробиться к душам

– Татьяна Львовна, почему уже довольно далёкие потомки героев Великой Отечественной войны хотят знать их судьбу?

– На мой взгляд, сейчас историю той войны многие страны хотят переписать под себя. Россия справедливо отстаивает своё право на Победу, в том числе  воспитывая молодёжь в духе патриотизма. Конечно, тут не без формальностей, но мы смогли пробиться к душам детей. Уже 15 лет я оцениваю работы нижегородских школьников на конкурсе, посвящённом Великой Отечественной, и год от года вижу, как растёт уровень восприятия информации о событиях тех лет. Дети понимают, о чём пишут.

Всё больше людей в День Победы присоединяются к движению «Бессмертный полк». Главное – не выходить с портретом только потому, что это модно. Надо знать, каким был боевой путь вашего предка, его личную историю, связанную с войной.

– Как искать такую информацию, каков алгоритм?

– Есть обобщённый банк данных «Мемориал», созданный по инициативе Минобороны России в 2007 году. Там можно попытаться найти информацию о погибших и пропавших без вести на фронтах в годы войны.

   
   

Есть информационные проекты «Дорога памяти» и «Память народа», созданные к 75-летию Победы. Там стараются разместить информацию обо всех участниках войны. «Память народа» хранит оцифрованную информацию о боевом пути многих дивизий, полков, батальонов. Если вы находите данные, что ваш родственник служил в такой-то дивизии, на сайте можно её путь проследить.

Конечно, надо обязательно делиться информацией, которую вы нашли сами. На «Мемориале» можно это сделать под каждой фамилией. Например, нижегородский краевед Ольга Барыкина искала захоронение погибшего двоюродного прадеда. Вроде бы он был похоронен в Латвии, но населённого пункта, указанного в документах, к моменту поисков уже не существовало. Ольга обратилась к латышским поисковикам, и они нашли даже обелиск с фамилией прадеда на месте его гибели. Ольга результаты поисков добавила на «Мемориал». Через год на неё вышла дочь второй жены двоюродного прадеда и сообщила, что хранит все его документы.

Если на перечисленных сайтах информации о вашем родственнике нет, надо писать запрос в архив Министерства обороны РФ. Но сразу скажу: архив перегружен запросами, и ответа вы можете не получить. Потом, вы обязательно должны доказать своё родство для получения ответа. У многих потомков таких документов просто нет.

Показать правду

– А почему до сих пор поиск информации так сложен?

– Порой гибели человека никто не видел. Часто фамилии погибших писали на слух. Из-за этого особенно осложнён поиск по мусульманским и кавказским фамилиям. Путали и населённые пункты. Есть случаи, когда человека даже на довольствие поставить не успевали, а он уже погибал в бою. Множество документов сгорало, уничтожалось при отступлении. Нюансов много.

При этом у нас в стране до сих пор нет адекватной законодательной базы, которая признала бы оцифровку архивов обязательной, да чтобы на это выделялось финансирование и занимались бы оцифровкой профессионалы (сама Татьяна Грачёва работала по президентскому гранту над оцифровкой документов райвоенкоматов. – Ред.).

Большие деньги нужны и на централизованную реставрацию документов. В некоторых военкоматах, где мы работали по проекту «Вспомнить каждого», бумаги были в ужасном состоянии. Сотрудники, пытаясь их сохранить, скрепляли, например, прозрачным скотчем, а то и малярным, за которым уже не прочесть написанного. Конечно, это делали из лучших побуждений, чтобы сохранить документ, но за этим стоит недофинансирование…

– Работая над проектом «Вспомнить каждого», вы заинтересовались темой эвакуированных в Горьковскую область. Почему?

– Этот вопрос вплотную изучал самарский историк Виктор Федотов. В статье «Эвакуированное население в Горьковской области (1941-1945 гг.)» он приводит данные: в регион прибыли в войну около 186 тыс. человек. Каждый день через Московский вокзал проходило 18-20 эшелонов с беженцами. 10-15 тыс. транзитных пассажиров ежедневно принимала и горьковская пристань. Людей кормили. На это выделили 2,5 млн руб. – огромные тогда деньги.

Есть общие цифры, но нет общероссийской подробной электронной базы о том, кто и откуда был в годы войны эвакуирован. Она нужна, как воздух! Многие родственники навсегда теряли друг друга...

В нашем центральном архиве хранится просто бесценная информация по эвакуированным в Горьковскую область. В документах есть подробные личные данные людей. У нас в райисполкомах Кировского района (ныне часть Ленинского района Нижнего Новгорода) и Ворошиловского района (сейчас Приокский) есть подробные списки эвакуированных со всего Западного региона СССР для работы на горьковских заводах.

Сейчас много внимания уделяют истории блокадного Ленинграда. Постепенно создают электронную базу воспитанников 42 ленинградских детдомов, которых перевезли в Горьковскую область. Но никто не говорит, что наша область приняла и 35 детдомов из Московской области! Из Белорусии, Украины, Прибалтики. Информацию наверняка до сих пор ищут родственники.

Меня поразила цифра эвакуированных в нашу область татар. 12 202 человека принял сегодня Краснооктябрский, а ранее Кызылоктябрьский район. Загадка, откуда так много представителей этой национальности было эвакуировано? По словам местного жителя, в село Красный Остров были привезены якобы крымские татары. Это еще предстоит выяснить.

– Когда книги призыва Горьковской области, оцифрованные по проекту «Вспомнить каждого», будут доступны общественности?

– Нам удалось оцифровать книги призывов военкоматов 32 районов. Часть информации уже доступна в открытой базе данных «Мемориал», часть, надеюсь, появится там в ближайшее время, её структурируют и выверяют. Книги призыва станут отправной точкой для поиска боевого пути человека.

Надо открыть людям доступ к реальным документам. Дать возможность самим разобраться, как это было. Уйдёт поколение, для которого война была живой историей, но мы можем передать информацию нашим детям, внукам! Хочется, чтобы это была максимально точная информация. И не надо руководителям всех стран переписывать нашу общую многонациональную историю! Обыкновенные люди гораздо умнее, чем пытаются их представить…

Досье

Татьяна Грачёва. Окончила Горьковский политехнический институт. Один из создателей некоммерческого партнёрства «Союз Возрождения Родословных Традиций». Краевед – исследователь архивов. Один из создателей патриотического проекта «Вспомнить каждого» – победителя конкурсов грантов президента РФ в 2018 и 2019 гг.