Легенды старой крепости. Какие тайны хранят стены Нижегородского кремля

Говорят, к проекту Нижегородского кремля мог приложить руку Леонардо да Винчи. © / Кира Мишина / АиФ-Нижний Новгород

Нижегородский кремль – главная и древнейшая достопримечательность Нижнего Новгорода. У него есть официальная история, но есть и удивительные легенды, которые притягивают к нему туристов со всего мира. «АиФ-НН» собрал самые интересные истории.

   
   

Бойкая Алёна

В основном башни Нижегородского кремля названы в честь соседствовавших с ними церквей или по своему хозяйственному назначению. Однако в Коромысловой башне коромысла не хранили. С ней связана самая известная городская легенда.

Якобы в 1520 году астраханские татары осадили Нижний Новгород и пытались проникнуть в кремль. На их беду за водой с коромыслом на реку Почайна шла одна из жительниц крепости по имени Алёна. По преданию, девушка вступила в неравный бой с врагами, ловко убив коромыслом как минимум 10 татар, а затем сама пала от удара сабли. Захватчики отступили от стен кремля, решив, что, если за его стенами живут такие храбрые женщины, с настоящими воинами им точно не справиться.

По другой версии, Алёна пала от рук… строителей кремля. Согласно древнему обычаю, перед началом масштабного объекта надо было принести жертву, лучше молодую и красивую. Девушку, шедшую по утру за водой с коромыслом, сбросили в ров, который вырыли для закладки первой башни кремля.

Однако краеведы и историки возникновение этих легенд связывают с именем русского писателя Павла Мельникова-Печерского. В 1845 году его назначают редактором неофициальной части «Нижегородских губернских новостей». На тот момент это была скучная газета, где печатались только официальные документы. Павел Иванович наполняет её интересным краеведческим историческим контентом.

«Мельников-Печерский хорошо знал историю края, но все его знания быстро иссякли, – говорит профессор, доктор исторических наук Фёдор Селезнёв. – Между тем надо было каждую неделю выдавать новый материал в газету. Вот и стал Мельников-Печерский некоторые исторические факты тасовать, переиначивать на свой лад. Так родилась живущая до сих пор городская легенда про девушку с коромыслом Алёну. На самом деле ни одна девушка при строительстве кремля не пострадала!»

Страсти на стройке

По преданию, в подбашенных котлованах Белой и Зачатьевской (или Зачатской) башен некогда захоронили людей. Правда, эта легенда не связана с жертвоприношениями, а, скорее, повествует о несчастной любви.

   
   

Третью по счёту крепость из красного камня (до этого в Нижнем были деревянный и белокаменный кремли) в Нижнем Новгороде стали возводить в 1500 году. Работы шли медленно, и воевода Волынец вспомнил, что в темнице уже год томятся новгородские ушуйники (разбойники) во главе с предводителем Данилой Волховцом – мастером на все руки. Воевода обещал за хорошую работу отпустить банду на волю. Однако и содействие разбойников в строительстве кремля не особо продвинуло дело вперёд.

Тогда великий князь владимирский и московский Василий III привёз в Нижний Новгород придворного архитектора итальянца Пьетро Франческо, или, на русский манер, Петра Фрязина. С иноземным мастером в город приехал и его помощник Джовано Татти. Татти, в отличие от Фрязина, мало что понимал в строительстве, но был горяч нравом и часто конфликтовал с кремлёвскими строителями, за что получил обидное прозвище Жёванный Тать.

На беду итальянец и новгородский разбойник Данила Волховец влюбились в одну девушку – жительницу посада Настасью. Красавица отдала предпочтение Даниле. Выяснили отношение соперники на церемонии закладки Зачатьевской и Белой башен – оба погибли во время драки. Воевода Волынец распорядился захоронить их тела в подбашенных котлованах.

Но по другой версии, новгородские разбойники вместе со своим предводителем благополучно достроили нижегородский кремль и были отпущены на волю.

Леонардо руку приложил

Участие в строительстве Нижегородского кремля итальянского архитектора Пьетро Франческо породило одну из самых немыслимых легенд, связанных с крепостью на берегу Волги. Мол, проектировал её сам Леонардо да Винчи!

Впервые о том, что наш кремль имеет сходство с итальянскими крепостями, которые, в том числе, проектировал великий Леонардо, начал говорить при реставрации кремля архитектор Святослав Агафонов. Это утверждение было основано на схожести проектов: башни вынесены за стены, есть сквозные проходы.

Позже нижегородские краеведы выяснили, что при проектировании и строительстве кремля использовался математический принцип «золотого сечения» или «божественной пропорции». Такой принцип использовал в своих работах и да Винчи. 

Большинство исследователей склоняются к мысли, что, конечно, Леонардо в Нижнем Новгороде не бывал и о возведении здесь кремля ничего не знал. Но участвовать в строительстве мог кто-то из его учеников. О том же Пьетро Франческо, или Петре Фрязине, известно мало. Известно лишь, что он приехал на Русь в 1494 году, а с 1509-го по 1511-й был одним из руководителей возведения кремля. Кстати, Петрами Фрязиными называли ещё двух итальянских архитекторов, работавших в России в XV-XVI веках. Один известен своими работами в Московском Кремле, второй – строитель стен Китай-города. Фрязины – старорусское название выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев.

С принципом «золотого сечения» связана ещё одна легенда кремля. Есть версия, что, пока периметр кремля замкнут, Нижний Новгород будет процветать. Возможно, поэтому в 2012 году была восстановлена из руин Зачатьевская башня, разрушившаяся из-за оползней почти 300 лет назад.

Зачарованные книги

По одной из легенд, в подземельях Нижегородского кремля хранится легендарная либерия, или библиотека Ивана Грозного. Это собрание книг называют «зачарованным кладом» России и ищут уже несколько столетий.

Согласно письменным источникам, библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Позже книги стали приданым греческой принцессы Софьи Палеолог, которая вышла замуж за великого князя Московского Ивана III. Приехав в 1472 году в Москву, Палеолог поняла, что город часто губят пожары и бесценные книги могут сгореть в огне одного из них. Софья распорядилась хранить их в подвале под церковью Рождества Богородицы в Московском Кремле.

Видимо, по наследству либерия перешла в руки Ивана Грозного – внука Софьи Палеолог. А вот после смерти царя библиотека бесследно исчезла.

В пользу теории о том, что библиотека спрятана в подземельях Нижегородского кремля, говорит тот факт, что царь взял часть коллекции в поход на Казань. А путь туда он держал через Нижний Новгород.

По легенде, Иван Грозный во время Казанского похода потерял ещё одно сокровище – с плота в реку Вая у села Большая Пристань в нынешнем Шахунском районе Нижегородской области упал бочонок с золотом...