Ледяное фэнтези. Что читают нижегородские подростки?

В Нижнем Новгороде, «Культурной столице России-2024», не только читают, но и пишут книги, в том числе детские. Как с помощью книги привить ребёнку любовь к природе и почему в детстве надо читать классику, nn.aif.ru узнал у писателя, художника, музыканта, эколога-педагога Сергея Шустова.

   
   

Мальчик Аари и пришельцы

Нижегородец Сергей Шустов – автор девяти книг для детей. Началось с того, что Сергей Борисович иллюстрировал Красную книгу Нижегородской области, и у него накопилось много рисунков. Один из нижегородских издателей предложил написать к рисункам небольшие тексты о флоре и фауне нашего региона. В итоге вышло восемь томов научно-познавательной литературы. Оказалось, дети гораздо больше хотят знать о природе родного края, чем о далёких пингвинах. Весь огромный тираж научно-познавательной энциклопедии мгновенно раскупили.

Сергей Шустов. Фото: Из личного архива Сергея Шустова

«Наверное, тогда я понял, что ниша-то востребованная. Мало у нас русской современной детской литературы – в основном иностранная переводная, вроде «Гарри Поттера» (6+), – вспоминает Сергей Шустов. – Правда, потом был перерыв – у меня вышло несколько книг для взрослых читателей, в том числе большая книга о Бахе. Без музыки этого композитора я жить не могу! И вот недавно я всё-таки решился написать фэнтези для детей».

Сергей Шустов говорит, что он как педагог-эколог, создатель учебно-исследовательского полевого стационара «Серёжа» в селе Пустынь Арзамасского района писать про драконов и единорогов не мог. На страницах новой книги «Свидетели оледенения» (6+) автор постарался реконструировать жизнь первобытного общества и рассказать о природе. Например, как образуется ледник? Как движутся морены (это геологический тип отложений, созданный ледником. – Ред.)? Но всё это с элементами фантастики. По сюжету судьба главного героя — первобытного мальчика-вундеркинда Аари и его соплеменников переплетается с историей звёздных пришельцев с планеты Астиэ. Они прилетают на первобытную Землю, чтобы помочь человечеству выжить и развить разум.

По мнению автора, именно при помощи фэнтези юным читателям можно ненавязчиво и интересно рассказать о химии, физике, генетике, биологии.

При этом Сергей Шустов считает: хорошая детская книга обязательно должна быть о чести, дружбе, взаимопомощи, трудолюбии, вере в Бога.

А ещё писатель уверен: с детьми надо разговаривать о прочитанном: «Иначе у них в голове бывает сумбур. Как пример всегда привожу такой случай. Пошли с детьми в поход, и я нашёл большое перо ястреба. Оно с одной стороны густо усыпано мелкими перышками, с другой – реже, – продолжает Сергей Шустов. – Сели с ребятами на привал, достаю перо, один из мальчишек тут же кричит: «Где перьев меньше, там север!» Я перо переворачиваю, он тут же: «А теперь север там!» Оказывается, у ребёнка в голове произошла путаница. Он где-то прочитал, что у сосен, где веток меньше, там север, где больше – юг. Решил, что с пером так же».

   
   

Пиши для друзей

Через учебно-исследовательский полевой стационар «Серёжа», которым много лет руководит Сергей Шустов, за лето проходит около 400 детей. Большинство из них – читающие, даже в походе. Более того, ребята создали в «Серёже» библиотеку, сами привозят туда новые книги – в основном об удивительном мире природы.

А вот к классической литературе у ребёнка должен быть свой путь, уверен Сергей Шустов. И путь этот – необязательно быстрый. «Но в школе без классической литературы нельзя, хотя дети часто воспринимают её примитивно, на уровне сюжетов: кто кого утопил, кто за топор схватился, – рассуждает Сергей Шустов. – Однако если этого не давать в детстве, то с классикой люди могут больше не захотеть «столкнуться». А ведь эти вторые «столкновения», в юности например, могут быть очень продуктивными».

«Свидетелей оледенения» автор планирует сделать циклом, хотя издательства неохотно готовы браться за подобную литературу. Часть расходов по оформлению, печати книги приходится брать на себя автору.

«Но я подумал: а зачем мне, собственно, огромный тираж? Чтобы какая-то тётя в Магадане оценила мой талант? Я её не знаю. Напечатал несколько сотен, раздал друзьям, они дали обратную связь, – рассказывает писатель. – Ребята мои прочитали, тоже где-то покритиковали, где-то похвалили. Свой круг читателей у меня точно есть». 

Сергей Шустов признаётся, что пишется ему всегда легко. Вдохновить его на новое произведение может даже одно слово. Например, облака. Вокруг этого слова вырос целый рассказ «Витать в облаках» (6+) про человека, вышедшего на пенсию и потерявшего себя. Смысл жизни он обретает, классифицируя в небе облака. Собрав гигантскую картотеку видов облаков, пенсионер счастлив.

«А я счастлив в творчестве. Своим ребятам всегда говорю: рисуйте, пишите, музыку сочиняйте. Единственное, в чём человек реально может выделиться в жизни, – это творчество, – завершает нашу беседу Сергей Шустов. – Кто-то обязательно себе купит машину или дом круче ваших, а вот в творчестве вы индивидуальны. Дерзайте!»

Кстати

Сергей Шустов как биолог нормально относится к самому обсуждаемому сейчас странному увлечению современных детей – квадроббингу. Шустов говорит: у каждого поколения свои игры. Подражание поведению животных продиктовано желанием выделиться среди сверстников.

«Конечно, я против того, чтобы дети ели корм для животных или чтобы родители водили ребёнка на поводке, – говорит Сергей Борисович. – Странно видеть, как на некоторых маркетплейсах появляются домики, миски для квадробберов. Это уже бред и желание нажиться на чужих временных странностях».