Латаем дыры. Почему вслед за снегом сходит асфальт

Почему без ямочного ремонта весной никак не обойтись? И как строить дороги, чтобы на них не появлялись ямы?

   
   

Не ямы, а локальные разрушения

Индивидуальный предприниматель Александр Алексеев по работе много ездит на личном грузовике в самые отдалённые уголки Нижегородской области. В особом ужасе он от дороги, соединяющей Урень и Шахунью. Дорожное полотно, говорит, всё в ямах и огромных трещинах. Автомобилистам на этом участке приходится снижать скорость до 20 км/ч и молиться, чтобы машина преодолела его без видимых потерь. Весной дорогу начали латать, хотя толку от этих работ, как показывает практика, бывает мало.

«Я не знаю, что дорожники за материал используют, латая это безобразие, но через месяц-другой от ремонта ни следа! – возмущён Александр. – Опять те же ямы и трещины... Неужели нельзя один раз нормально сделать дорогу, чтобы она была в порядке хотя бы пару лет, а не латать её каждую весну? Ещё, по моим наблюдениям, любят у нас в регионе все ремонтные работы на дорогах начинать осенью, когда производительность из-за плохой погоды падает в разы. Зато летом дорожники лишь заботливо собирают бумажки по обочинам».

Как сообщили «АиФ-НН» в Главном управлении автомобильных дорог Нижегородской области (ГУАД), весенний ремонт дорожно-транспортной сети всё же необходим. В эти месяцы происходит насыщение дорожного и земляного полотен талой водой. Это приводит к снижению их несущей способности. Результат – локальные разрушения. При интенсивном движении грузового транспорта они разрастаются. Ещё одна причина разрушения дорожного полотна – частый переход суточной температуры через ноль: попавшая в небольшие дефекты дорожного полотна вода замерзает, расширяя трещину в асфальте.

Сегодня в оперативном управлении ГУАД находится 13 028,162 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. В ведомстве просят не путать их зону ответственности с федеральными трассами. Ремонтом дорог российского значения занимается Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного агентства.

   
   

В 2019 году запланирован ремонт 689,39 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на сумму 5,639 млрд руб. (130 объектов). Часть из этой суммы выделят на «ямочный» ремонт. Какую – в ведомстве не уточнили.

Контроль за дорожными работами выполняют специалисты специального отдела ГУАД. За каждым объектом закреплён куратор. Если, по мнению кураторов, подрядные организации сделали дорогу плохо, недочёты они устраняют за свой счёт в кратчайшие сроки.

Кстати, все ремонтные работы на участках дорог, где нет искусственного освещения, буду проводить днём. Одно радует: на выездах из Нижнего Новгорода в выходные и праздничные дни ремонт исключён.

Сначала А и Б

В Нижнем Новгороде ямочный ремонт тоже в разгаре. Вот только средств на него из городского бюджета выделят в два раза меньше, чем в 2018 году. Как сообщает пресс-служба администрации города, всего на ямочный ремонт предусмотрено около 200 млн руб. Для сравнения: накануне чемпионата мира по футболу на эти цели выделили около 452 млн руб.

«В 2018 году мы планировали отремонтировать 362 тыс. кв. м городских дорог, – рассказал заместитель главы Нижнего Новгорода Роман Колосов. – Фактически же отремонтировали 502 тыс. кв. м. В городе есть участки, которые, несмотря на ремонтные работы в 2018-м, уже сейчас находятся в ненадлежащем состоянии. Их подрядчики будут ремонтировать по гарантии».

В этом году в городе продолжит работу проект «Антияма-НН». Он предполагает, что нижегородцы могут оставить заявки на «ямочный» ремонт в специальной группе в социальной сети. По словам Романа Колосова, проект был эффективен, и его продолжение вполне оправданно.

«В прошлом году более 5 тыс. нижегородцев приняли участие в рейтинговом голосовании за улицы, где ремонт необходим в первую очередь, – продолжает Роман Колосов. – В результате отремонтировали 345 участков дорог общей площадью 76,5 тыс. кв. м. В 2019 году в первую очередь отработаем заявки по дорогам категории А и Б – они входят в путь следования общественного транспорта».

А вот жаловаться в «Анти-яму-НН» на плохое состояние дорог на придомовых территориях бесполезно. Благоустроить территорию можно, подав заявку в федеральную программу «Формирование комфортной городской среды». Другой способ – на общем собрании собственников квартир в доме при участии представителей ДУКа или ТСЖ голосовать за ремонт проезда. Но тогда и оплачивать ремонт придётся жильцам.

Дороже значит лучше?

Александр Дейч, автомобильный правозащитник:

«По долгу службы я глубоко погрузился в проблему дорожного строительства и выяснил интересную вещь. Особенность нашего региона такова: грунты нестабильны. Они создают эффект плывучести дорожного покрытия. Асфальт же мы кладём не в абстракцию, а на те почвы, что у нас есть, и вот с ними есть проблемы. Начинается разрушение дорожного полотна и появление ям.

Как решить эту проблему? На мой взгляд, надо менять технологии дорожного строительства в регионе, тем самым повышая эксплуатационные сроки асфальтового покрытия. Те технологии, которые используются повсеместно в России, не всегда подходят к условиям конкретного региона.

И здесь вопрос социальной ответственности государства. Порой строить дороги подороже более выгодно: затраты на ямочный ремонт возникают потому, что качество строительства дорог изначально было плохим.

Что касается нерадивых подрядчиков, плохо выполняющих ямочный ремонт, на них можно подействовать. По моим наблюдениям, таких подрядчиков в регионе привлекали к ответственности, в том числе уголовной, были громкие кампании. И процент таких дорожников объективно стал меньше».