Лапша на уши. Дорого. Почему мы уязвимы перед мошенниками?

Мы порой не верим близким и давно знакомым людям, но непонятным образом диктуем данные банковской карты невидимому телефонному собеседнику или переводим свои кровные в никуда. Отчего? Правда, что телефонных и интернет-мошенничеств становится ощутимо больше? Что делать, если вы попали на крючок алчных безжалостных незнакомцев?

   
   

Не попасть в статистику

Наталья Власова из Нижнего Новгорода решила оформить пособие для предпенсионеров. Обратилась для этого в соцслужбу района, отнесла все документы… Обещали перезвонить.

И вдруг по электронной почте она получает письмо якобы из социальной службы – просили почему-то снова выслать все сканы личных документов и реквизиты карты на странный адрес.

Наталья решила: это соцслужба перешла на дистанционку. Но на всякий случай всё же туда позвонила. Наталье сообщили, что никаких писем гражданам с просьбой отсканировать документы не отправляют!

«Скорее всего, мошенники хотели оформить на меня кредит, – предполагает Наталья Власова. – Но как они узнали, что я обратилась в соцзащиту?»

Бдительность помогла Наталье не стать частью огромной статистики: в Нижегородской области в последний год число такого рода мошенничеств выросло на треть.

В Ярославской области зарегистрировали рост в 35% в сравнении с 2020 годом (более 900 мошенничеств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий к концу июня 2021 года), в Костромской области – рост в 36% (739).

   
   

В Рязанской области официальные цифры, напротив, становятся благополучнее: за пять месяцев 2020 года было зафиксировано 525 преступлений в Интернете, а за пять месяцев 2021-го – 369. «Профилактическая работа приносит плоды – люди уже меньше ведутся на уловки обманщиков. Предупреждён – значит вооружён», – объясняет сотрудник пресс-службы УМВД по Рязанской области Дмитрий Макаров.

Но порой злоумышленники столь креативны, что подвоха не заподозрит даже самый бдительный человек. Например, 30-летний рязанец давал объявления о продаже бытовой техники. Покупателей привлекала цена – ниже магазинной. Люди легко отправляли на счёт якобы продавца полную предоплату товара. В ответ им отправлялась посылка, и это усыпляло бдительность. «Покупатель мог отслеживать путь посылки и спокойно ждал её прибытия», – объясняет Дмитрий Макаров. Потом человек открывал коробку и обнаруживал, что приобрёл за 5500 руб. пачку лапши…

Сейчас изобретательного злоумышленника задержали. Ему грозит до пяти лет лишения свободы, если вина будет доказана.

Пока живут на свете простаки…

Во Владимирской области тоже совершают тысячи мошенничеств с использованием Интернета. В большинстве случаев преступники представлялись будущим жертвам работниками службы безопасности банка и должностными лицами разных ведомств.

Но их «легенды» совсем экзотические. Например, 55-летний житель Владимира познакомился в одной из социальных сетей с девушкой. Онлайн-знакомая стала регулярно просить у мужчины деньги – мол, надо решить кое-какие вопросы, в том числе оплатить её поездку к нему. Да так и не приехала и вновь попросила очередной транш: якобы оказалась в психиатрической клинике, нужны деньги, чтобы выйти оттуда. Перевод снова ушёл…

За всё время интернет-романа мужчина перевёл своей сетевой пассии ни много ни мало – 680 тыс. руб. И в какой-то момент понял, что его обманывают. Обратился в полицию, дело долго расследовали.

Владимирские полицейские выяснили, что «девушкой в трудной жизненной ситуации» оказался 21-летний житель Башкирии. Он воспользовался фотографией и персональными данными реального человека, которые нашёл в открытом доступе. Парня-«девушку» задержали, он и отпираться не стал…

Это магия?

Психолог Екатерина Дерябина (Нижний Новгород):

«Есть много приёмов убеждения, нейролингвистического программирования, которые, не будучи сами по себе магическими инструментами, очень многое могут.

В первую очередь, эти приёмы помогают установить доверие – быстро и буквально на пустом месте. Как правило, особенно такие методы действенны у человека, от природы обладающего хорошими коммуникативными способностями и не обременённого жёсткими моральными принципами. По сути, это хорошие продажники, которые занимаются нелегальным бизнесом.

Часто мошенники специализируются на определённой социальной категории людей. Они хорошо знают потребности, ценности таких граждан, в курсе, чего людям не хватает. Они часто используют базовые человеческие инстинкты – например, страх.

Как психологически защититься от такого влияния? Как правило, мошенники сами находят жертву и предлагают ей услуги или помощь в решении проблем. Здесь важно вспомнить: это не вы нуждаетесь, а нуждаются в вас. И что ещё две минуты до общения вы ничего не знали о том, что вам сейчас так настойчиво предлагают.

Иногда люди не прерывают контакта с мошенниками, поскольку боятся что-то потерять. Но невозможно потерять то, что тебе в принципе не было нужно.

Рост случаев телефонного и интернет-мошенничества я связываю с последствиями пандемии. Сейчас многие растеряны, не уверены в будущем, психологически подавлены... В таком нересурсном состоянии мы – лакомый кусок для разного рода мошенников».

Наше оружие – информация

Начальник пресс-службы управления МВД России по Ярославской области Марина Кокуева:

«Злоумышленникам не важна личность потерпевшего, они оценивают доступность предмета хищения. На уловки мошенников может попасться каждый.

Например, в Ярославском регионе сейчас на первом месте по использованию способ, когда злоумышленники звонят по телефону, представляются сотрудниками службы безопасности банка, а в ходе разговора к ним присоединяются «сотрудники» правоохранительных органов. Гражданину сообщают, что на него оформлен кредит, и это сделали мошенники. Нужно помочь раскрыть преступление! А для этого – срочно оформить новый кредит и перевести эти деньги на безопасный счёт, чтобы так погасить первый заём. В итоге человека убеждают сообщить конфиденциальные сведения о банковских картах, секретных кодах. И вскоре карты пусты… 

Надо отчётливо понимать: ни банки, ни правоохранительные органы никогда не попросят вас продиктовать коды, информацию о сроке действия карты… И не потребуют помочь в расследовании мошенничества, используя ваши счета или наличные средства. Так делают только мошенники!

Алгоритм сопротивления только один – не отвечать на звонки с незнакомых номеров, сразу же прекратить разговор, как только речь идёт о ваших финансах.

Общаться с представителями финансовых учреждений необходимо только лично, в отделении банка или по телефону, указанному на обороте карты.

Злодеи умнее полиции?

Незаметно, чтобы с кибермошенничеством боролись на государственном уровне.

«На мой взгляд, в отношении различного рода мошенников у нас много рекомендаций и мало действий, - говорит  полковник милиции в отставке (Нижний Новгород) Евгений Макаров. - Людям, сколько им ни говори, сложно противостоять всё более совершенным схемам обмана.

В 1990-е годы мы не знали, как бороться с вымогателями, с бандитизмом. В итоге выработали систему, приняли законы и стали на достойном уровне противостоять этому злу.

В случае с киберпреступностью, я считаю, даже попыток бороться сейчас нет. Например, всем известно, что кол-центры лжеслужб безопасности банков находятся в камерах СИЗО.

Думаю, надо ужесточать наказания за подобные действия и сажать преступников на внушительные сроки, чтобы неповадно было. Сейчас тот же кибермошенник может возместить потерпевшим ущерб и получить минимальное наказание, вплоть до условного. Где гарантия, что он вскоре не займётся тем же самым, только усовершенствует схему, чтоб его не поймали?

Я сталкивался с тем, что даже заявления о совершении таких преступлений в полиции берут неохотно, а порой начинают говорить, что это потерпевшие виноваты. Доходит до того, что граждане вынуждены сами разыскивать преступников.

Сейчас дело обстоит так, что кибермошенники порой оказываются умнее сотрудников полиции, раз поймать их так сложно, а число таких преступлений только растёт. Всё же государство должно давать жёсткий отклик на подобные посягательства на безопасность его граждан».