Красивые и прозрачные. Врач-психотерапевт – об анорексии и её последствиях

Больные анорексией не могут критически относиться к своему состоянию. © / pixabay.com

Порой от любви к еде до настоящей ненависти к ней – всего один шаг. Особенно когда вокруг – идеальные картинки неприлично стройных кумиров.  Как уберечь подростка от анорексии и с младых ногтей привить правильную модель питания, nn.aif.ru рассказала врач-психотерапевт Анна НАУМОВА.    
   

Эйфория на весах

Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Анна Александровна, как возникает анорексия? Кто находится в группе риска?

Анна Наумова: – В основном это девушки 15-25 лет. Если говорить медицинским языком, нервная анорексия – психическое расстройство пищевого поведения с преднамеренно вызываемым самим пациентом снижением веса ради похудения.

Причин возникновения болезни несколько. Конечно, в первую очередь, социум. Влияние соцсетей на людей, особенно на подростков, огромно. Всюду пользователи видят идеальные картинки – девушек и юношей с прекрасными лицами и фигурами.

Не все способны понять, что вымышленный идеал можно создать фотошопом. Подросток сравнивает себя с картинкой и думает: «Я не такой. Надо это исправить».

Безусловно, точкой отсчёта может стать и порой очень агрессивная подростковая среда. Человек в ней делается объектом травли, у него появляется тревожность, неуверенность в себе, замкнутость. Это тоже «спусковой крючок» для нервной анорексии.

Ребёнок начинает избегать еды: не заходит на кухню, где готовят, не садится за общий стол, начинает делить пищу на маленькие кусочки и есть их в несколько приёмов, резко худеет. Это очень тревожный знак.
   
   

Огромную роль играет обстановка в семье. У девочки-подростка фигура из-за полового созревания меняется, а мама говорит: «Хватит есть! Никто замуж не возьмёт!»

Кроме того, у нас принято наказывать или поощрять детей едой. Например: «Ты сегодня молодец! Держи конфету!» Или: «Ты наказан, остаёшься без сладкого!»

Мне кажется, это в корне неправильное поведение родителей: еда не должна быть средством манипуляции. Это тоже влияет на развитие расстройств пищевого поведения. И это, кстати, может быть не только анорексия, но и булимия, компульсивное переедание: человек неумеренно потребляет пищу и потом вызывает рвоту.

– Больные анорексией, говорят, могут за день съесть полбанана и выпить стакан воды. Неужели при этом растущего подростка не мучает голод, не включается инстинкт самосохранения?

– У больных анорексией стирается критическое отношение к своему состоянию. Девочка весит 30 кг при росте 170 см, но в зеркале видит себя толстой, недостойной сегодня поесть. Анорексики могут испытывать чувство эйфории, когда видят на весах, что масса тела снижается. Сильный голод у них возникает, но потом притупляется нездоровым стремлением худеть дальше.

На кухню – ни ногой

– Как понять, что у подростка есть проблемы с пищевым поведением и, возможно, он болен анорексией?

– Ребёнок начинает избегать еды: не заходит на кухню, где готовят, не садится за общий стол, начинает делить пищу на очень маленькие кусочки и есть их в несколько приёмов, резко худеет. Очень тревожный знак, если вы находите у ребёнка мочегонные или слабительные препараты, и он их регулярно принимает.

Обратите внимание, в каких группах в соцсетях состоит ваш ребёнок. Возможно, они посвящены экстремальному похудению. Порой там есть кураторы, подстёгивающие детей в стремлении к нездоровой красоте.

Есть категория анорексиков, которые сами едят очень мало, но начинают много готовить и закармливать близких. Иногда повышенный интерес к кулинарии у подростка в сочетании со строгой диетой – для родителей тоже повод задуматься, всё ли хорошо.

– Если мама и папа поняли, что у ребёнка проблемы, куда с этим идти?

– Диагноз «анорексия» ставят специалисты, если расстройство пищевого поведения у подростка проявляется около трёх месяцев. Наблюдаете за ребёнком в течение этого срока. Видите описанные выше симптомы? Идите вместе к психологу или психотерапевту, выясняйте причины перемен в отношениях с едой.

Если ситуация зашла далеко, нужна госпитализация. Самое печальное, что запущенные случаи анорексии лечат не пару недель, а от полугода до двух лет. Но расстройство пищевого поведения тоже формировалось не один день…

При лечении восстанавливают электролитный баланс (равновесие в организме калия, натрия и органических кислот), нормализуют гормональный фон, постепенно наращивают калорийность питания. Больной в среднем должен прибавлять до 500 граммов в неделю.

Безусловно, каждый день нужны и индивидуальные сеансы психотерапии. Очень важно также, чтобы анорексик находился среди людей с подобными психологическими проблемами и участвовал в групповой психотерапии. В компании людей с иными проблемами – депрессивными расстройствами, шизофренией, острыми психозами – вылечиться ему будет тяжело.

К сожалению, и потом нервная анорексия может возвращаться. Иногда пациентам долгое время после лечения в стационаре требуется помощь психологов и психотерапевтов.

Еда не праздник

– Возвращаясь к информационному полю вокруг подростков: как вы относитесь к движению бодипозитива? Это же, по сути, про принятие своего тела…

– В моём понимании, бодипозитив — это когда ты принимаешь своё тело, но не страдаешь ожирением. Ожирение – тоже болезнь.

Здесь всё же речь не должна быть про избыточность веса, а про то, что ты принимаешь данные от рождения особенности фигуры: размер груди, длину ног, форму бёдер.

– Если ребёнок, например, генетически склонен к полноте, как привить ему правильную модель питания?

– По сути, нет такого понятия, как склонность к полноте. Если в семье культ здоровой пищи, никто не переедает, занимаются спортом то почему же ребёнок должен толстеть? Разве что он на карманные деньги себе фастфуд тайно от родителей покупает…

Когда в семье все стройные, а ребёнок, нормально питаясь, начинает полнеть, надо обратиться к гастроэнтерологу. Возможно, у него есть проблемы со здоровьем, и котлета на ужин или одна конфета в день приводят к набору массы тела.

Большая ошибка – сажать детей на диету, самим продолжая питаться неправильно. Это тоже наносит психологическую травму ребёнку. Вот мы всё ели вместе, а теперь ты давай питайся отдельно, а мы продолжим….

В диете у ребёнка не должно быть резких ограничений. В небольших количествах можно есть всё.

И я бы советовала не преподносить еду как праздник: день рождения – давайте закажем пиццу или суши и наедимся…

Потом ребёнок будет воспринимать вредную еду как способ устраивать себе праздник каждый день.

Досье
Анна Наумова. Врач-психотерапевт. В 2019 году окончила Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва по специальности «Педиатрия». В 2021 году там же окончила ординатуру по психиатрии.