Корову отцу продавать? Поможет ли репетитор выпускнику сдать ЕГЭ

Порой репетитор может не подойти конкретному ребёнку по темпераменту или методам работы. © / freepik.com

Чем ближе ЕГЭ и поступление в вузы, тем больше копилок готовы разбить родители выпускников, покупая детям занятия с репетиторами. Всегда ли такие вложения эффективны? Или всё же можно обеспечить приличный балл на ЕГЭ без посторонней помощи, благодаря школьным знаниям? Разбирался nn.aif.ru.

   
   

Вложения без гарантий

Нижегородец Александр Сироткин оплачивал сыну репетиторов по математике и русскому языку почти четыре года. Сумма по итогам месяца выходила немалая. Сын прилежно посещал репетиторов и даже показывал некоторые успехи в школе. В старших классах началась подготовка к ЕГЭ. Парень признавался отцу, что боится не сдать. Решили заниматься и платить репетиторам больше, чтобы уж наверняка...

«Математику сын сдал, едва дотянув до минимума, чтобы получить школьный аттестат. С русским языком было чуть лучше, – вспоминает Александр. – У нас затеплилась надежда, что хоть в какой-то вуз, но попадём. А вот обществознание, говорят, самый лёгкий предмет, парень просто не сдал – не преодолел минимальный порог. Я был просто в шоке! Столько денег на ветер!»

Юноша объяснил, что как раз к обществознанию особо не готовился – это надо было делать самому, репетиторов именно по этому предмету родители не наняли… ЕГЭ по обществознанию выпускники сдают в том случае, если результаты нужны для поступления в конкретные вузы. Сироткин-младший в вуз не попал – пошёл в техникум, где требовался самый низкий проходной балл… Словом, на других репетиторах тоже можно было как минимум сэкономить.

Рязанка Ирина Максимова хотела подтянуть у дочки английский язык. Репетитора искала долго – хотела найти профессионала, пусть и недешёвого. Наконец, нашла – кандидатуру женщины-педагога ей посоветовали сразу несколько человек. Созвонились, договорились о занятиях три раза в неделю. Стоимость каждого – 800 руб.

Занимались исправно, без пропусков. Дочка вроде бы что-то и дома учила постоянно. Но толку никакого: оценки в школе не изменились, знаний не прибавилось.

Спустя несколько месяцев Ирина решила поговорить с репетитором. А та ей неожиданно: «А вы чего хотели? Ваша дочка занимается без всякого желания. Не нужен ей этот английский». Ирина удивилась: почему раньше нельзя было об этом сказать? Прошло уже несколько месяцев... На семейном совете решили прекратить занятия. Удивительно, но оценки по английскому в школе и от этого тоже не изменились. Так надо ли было тратить столько денег? И должен ли был репетитор честно сказать, что проку от занятий нет? Вопросы, на которые мама до сих пор ищет ответы. В любом случае репетиторов пока решили больше не нанимать.

   
   

Помогли поверить в себя

Но давайте посмотрим на ситуацию глазами педагога – не родителя. Анна из Владимира стала репетитором, можно сказать, по воле случая. Девушка недавно окончила филфак и только начала работать журналистом в городской газете. На первых парах гонорары были невысоки, и подработка казалась кстати.

«Клиентку» Анне нашёл её молодой человек Алексей: у школьницы Лолы ЕГЭ через полгода, а по русскому языку и литературе тройка, и то не совсем твёрдая. Лола оказалась дочкой сослуживца Алексея из Узбекистана – скромной, но, как потом выяснилось, упрямой.

Впервые встретившись с 11-классницей, Анна поняла, что работы предстоит много: девушка не любила читать, а правила русского языка знала только в теории. Занимались через день: накануне Лола послушно записывала название произведения, которое нужно осилить к ЕГЭ, но книгу даже не открывала…

Бросить ученицу Ане не позволяла жалость – Лола недавно потеряла мать. В конце концов, Анна решила, что половину времени она будет подробно пересказывать произведения и задавать Лоле по ним вопросы, а оставшееся время повторять пройденное.

С русским языком было проще: основные правила языка девушка объясняла по карточкам с иллюстрациями, закрепляя упражнениями из сборника, а слова-исключения зазубривала.

Перед ЕГЭ Анна волновалась, пожалуй, больше, чем Лола, в день объявления результатов сразу после основной работы направилась к ней.

«Лола открыла дверь и кинулась мне на шею! – вспоминает девушка. – Она получила 94 балла, сказала, что поверила в себя и теперь тоже хочет стать учителем». 

Анна шла домой с чувством выполненного долга, но больше репетиторством не занималась. Сложного опыта с Лолой хватило на всю жизнь.

11-класснице из Ярославля Анастасии Ожогиной справляться с большой нагрузкой в школе было трудно. Девушка хотела стать учителем начальных классов, и для поступления ей нужно было сдать ЕГЭ по обществознанию. Но на уроках выше тройки Настя получить не могла.

«Я обращалась за помощью к учительнице, просила, чтобы она объяснила мне мои ошибки. Но у неё таких был целый класс, и характер сложный, невозможно контакт наладить. И как я ни старалась, мне давали понять, что высший балл по ЕГЭ мне не светит», – рассказывает Анастасия.

Договорившись с родителями, девушка решила пойти к репетитору. Одно занятие с ним стоило 1000 руб. До экзаменов на тот момент оставалось два месяца.

«На занятиях мы открывали учебник ЕГЭ по обществознанию и разбирали каждый пункт каждой темы. Меня заставляли зубрить и рассказывать наизусть десятки страниц. Подход не самый удачный, на мой взгляд, но тогда мне нужен был толчок», – вспоминает девушка.

Результат стал заметен после первого месяца: на контрольных Анастасия стала получать пятёрки. Удивилась и учительница, но признавать пользу от занятий с репетитором категорически отказалась.  Правда, Анастасии это уже было неважно, главное – результат: ЕГЭ удалось сдать на 90 баллов. Значит, всё не зря.

Это как искусственное дыхание

К экзамену репетиторы готовят, а к учёбе в университете – нет.

«Зададим себе глобальный вопрос: зачем родители нанимают для ребёнка репетитора? - говорит Галина Клочкова, директор частной гимназии им. М.В. Ломоносова (Нижний Новгород). - Как правило, чтобы подготовить его к экзаменам. Я всех мам и пап в этом случае спрашиваю: экзамен по вождению от реального мастерства и безопасности на дорогах как зависит? Да, тебя могут подготовить ко всем сложностям одного маршрута, натаскать по билетам, но в реальной жизни у тебя не будет ощущения того, что ты общую ситуацию на дорогах знаешь. Так и с другими экзаменами.

Поэтому моё отношение к репетиторству, мягко говоря, очень плохое.

Для меня это сродни искусственному дыханию, когда функционирование всех систем организма обеспечивается только потому, что чётко заданы параметры. То есть к экзамену репетиторы готовят, а, например, к учёбе в университете – нет. И когда мы анализируем успехи детей на том же ЕГЭ после подготовки у репетиторов, мы редко соотносим это со статистикой, например, последующей успеваемости в вузе. А они, поверьте, порой сильно разнятся.

Недобросовестный репетитор, даже если ребёнок и экзамен плохо сдал, может развести руками и сказать: «А что? Я всё возможное сделал!» Вот если результат хороший, то это заслуга репетитора, плохой – школа не научила! Но я видела случаи, когда репетитор с отличными рекомендациями ученику просто не подходил по темпераменту, методам преподавания. Очень всё индивидуально.

Более того, школа как социальный институт в репетиторстве заинтересована. Не секрет, что школа отчитывается об успехах учеников по результатам экзаменов. Дальше начинается другая история, когда ЕГЭ, облегчая поступление в вуз, учёбу в нём затрудняет. Если вчерашний школьник от сессии к сессии показывает всё лучшие результаты, это говорит о его умении самостоятельно учиться, ставить перед собой задачи и решать их, соблюдать временные рамки. И репетитор, и школа, на мой взгляд, должны учить ребёнка именно этим навыкам, учить учиться, а не натаскивать на конкретный единичный результат».

Кто почём?

  • В среднем репетиторы в Нижегородской области просят за услуги от 500 руб. до 2000 руб. за академический час (60 мин.). Чаще всего речь о точечной подготовке ученика к ОГЭ (ГИА) и к ЕГЭ. Тариф в регионе, как правило, не зависит от опыта педагога. Но обычно дороже стоят, например, занятия по иностранным языкам и математике.
  • В Рязани академический час обходится в 600-1000 руб. в зависимости от опыта педагога. Минимум обычно берут студенты вузов, они чаще всего готовы приходить домой к ребёнку. 1000 руб. – расценки опытных учителей, и к таким, как правило, ученикам уже надо ходить самим.