Одно время Ван Гог служил приходским священником, Гоген работал брокером, Кандинский служил юристом. Нижегородский художник Илья СПИЧЕНКОВ (творческий псевдоним – СПИЧ) трудится пожарным в Дзержинске. Nn.aif.ru узнал у Ильи, что его по-настоящему зажигает.
Краски – огонь!
Злата Медушевская, nn.aif.ru: Илья, первый вопрос, который возникает при знакомстве с вами, наверное, у многих: если вы так любите рисовать, почему выбрали профессию пожарного?
Илья Спиченков: Рисованием увлекаюсь с детства. Во дворе, как все, бегал, играл в футбол, летом рыбачил, но было непреодолимое желание что-то изобразить тогда ещё на простом альбомном листе.
В детском саду, помню, все рисуют голубя, а у меня жар-птица. Хотелось доказать и окружающим, и себе, что можно рисовать чуть лучше, чуть ярче, чуть интереснее и заметнее. Так сложилось, что даже художественной школы я не закончил, но рисовать продолжал всегда.
Работать пожарным пошёл в 20 лет. Почему? Во-первых, надо было определятся, чем заниматься в жизни. Думаю, не секрет, что молодому неизвестному художнику на жизнь заработать трудно.
Во-вторых, я пришёл в МЧС в 2010 году, когда Нижегородскую область охватили страшные лесные пожары. Захотелось помочь людям. Если вдуматься, то быть художником – это не только постоянно рисовать, но и уметь от творчества чуть дистанцироваться, иначе с ума сойдёшь. Моя работа пожарным на 100% позволяет это сделать.
– Стихия огня сама по себе очень красивая, но у вас на картинах огня практически нет, зато много цветов…
– Ну почему же, у меня есть сюжетная картина, где изображён реальный случай из жизни. Тушили квартиру, и там в чёрном дыму пришлось спасать белого кота. Я нарисовал, как выношу котика на руках из квартиры, а вокруг суета. Помню, шёл и думал: обязательно напишу этот сюжет.
Огонь ведь тоже бывает разный: один согревает, другой – уничтожает. Я не хочу изображать на своих картинах разрушения, мне важно созидать. Искры, вспышки – они в моих красочных букетах на холстах.
Джоконда на фоне Дзержинска
– Вы рисуете в технике, напоминающей постимпрессионистов – Пикассо, Ван Гога. Почему именно этот стиль выбрали?
– Я ничего не выбирал, как-то всё само сложилось, и, кстати, к импрессионистам я себя точно не отношу. Мой стиль – это, скорее, современный фристайл. Свобода творчества. Рисую, что хочу. Я себя отношу к художникам, работающим не в технике, а на эмоциях и чувствах.
Бывает, и в свободном творчестве не хватает каких-то академических знаний: раскладка цветов, пропорции. В эти моменты я себе говорю: а кто, собственно, изобрёл эти законы? Почему нельзя придумать что-то своё?
Меня вдохновляют и Пикассо, и Ван Гог, и Шишкин, и, например, нижегородская художница Евгения Гольцева. Насмотренность, визуальный опыт, который получаешь, просматривая работы других авторов и произведения искусства, важна не только для зрителя, но и для творца.
– Вы рисуете не только на холстах, но и на стенах зданий, даже на троллейбусах. Стрит-арт – это тоже из дворового детства?
– Да. Рисовали с друзьями в Дзержинске в школе граффити на заброшенных заборах. Это были не просто каракули чёрным, а вполне себе красивые картины. Людям так нравились, что мы потом гаражи за деньги разрисовывали желающим!
В 2018 году с дзержинской мэрией организовали проект «Дыхание города». На фасадах домов копировал «Джоконду» Леонардо да Винчи, «Звёздную ночь» Ван Гога, «Поцелуй» Климта. Потом ещё пять городских троллейбусов расписал в стилистике Пикассо, Шагала, Шишкина.
Работы у меня были с местным колоритом. Например – Джоконда на фоне узнаваемых дзержинских пейзажей. Это прекрасная возможность знакомить людей с большим искусством.
Самая знаменитая моя стрит-арт работа – 800-метровое граффити, посвящённое работе пожарных и спасателей на Окском съезде. Создал я граффити в 2019 году к 30-летию Главного управления МЧС России по нашему региону. Рисунок с тех пор практически осыпался. Летом этого года планируем его обновить.
Художники – на самом деле счастливые люди. Ты обычный дом можешь рисовать на холсте хоть каждый день, и каждый раз дом будет разный. Серости нет. А серость городских джунглей ты можешь разбавить своими красками, используя в качестве холста стену того же дома. Ты делаешь жизнь чуть лучше. Удивляешься сам и удивляешь других.
Картина находит человека
– Вас хорошо знают в Нижегородской области. Есть желание стать художником с мировым именем?
– Мне хочется, чтобы обо мне не просто все знали, а чтобы я достиг определённых успехов в искусстве. Кстати, к критике я довольно спокойно отношусь. Обратили внимание, а не прошли мимо – уже хорошо.
Деньги – тоже не мерило успеха. Можно писать портреты на заказ и неплохо зарабатывать. Я этим несколько лет занимался, но свобода творчества дороже денег. То, что ты создал от души, должно находить отклик у совершенно разных людей. По опыту знаю: рано или поздно любая картина находит человека, которого она будет радовать. И каждый год у тебя как у художника появляются твои люди.
– Ваша лучшая картина ещё не создана?
– Я все свои картины люблю. Они у меня и дома висят – правда, меняю их время от времени. Раньше меня вдохновляло абсолютно всё: природа, город, дом, семья, какие-то события. Сейчас такой период в творчестве, когда изображать хочется внутренние процессы.
Что будет дальше, не знаю… В 40 лет я как пожарный смогу уйти на пенсию. Рисовать точно продолжу!