Земля в буквальном смысле скрывает от нас много культурных ценностей. Вот и обычное поле в Вачском районе оказалось могильником племени мурома, когда-то населявшего территорию современной Нижегородской области. Уже два года археологи бережно поднимают из земли артефакты, позволяющие раскрыть исторические тайны.
Охотились и собирали дикий мёд
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Анастасия, что же это за племя было такое – мурома?
Анастасия Швецова: – Мурома – финно-угорское племя, с последней трети I тысячелетия нашей эры жившее в нижнем течении Оки. К исчезнувшим финно-уграм мы относим ещё племена меря и мещера. А вот марийцы и мордва, тоже представители этой этнической группы, живут и в наши дни. В «Повести временных лет» упоминается, что в 862 году все эти народности, мурома в том числе, платили дань Руси.
Почему же одни племена исчезли, а другие остались? Дело в том, что они по-разному реагировали на исторические события, в частности на колонизацию нижнего течения Оки славянскими племенами. Фактически мурома естественно ассимилировались со славянами. Свидетельств, что это была насильственная ассимиляция, при раскопках поселенческих и погребальных комплексов муромы мы не находим. Окончательно мурома как племя исчезает к середине XI века.
Большая часть информации, которая сейчас есть о муроме, – это результаты раскопок погребальных комплексов. Раскопанных поселений очень мало. Уверенно мы можем говорить, что мурома занимались коневодством, поскольку, например, в погребениях мужчин встречаем конскую упряжь и останки лошадей. Очевидно, племя охотилось, собирало дары леса, в том числе дикий мёд. Была у них и торговля. В погребениях находим вещи из других земель, вроде византийских бусин или арабских серебряных монет.
Было ли племя мурома воинственным, сказать сложно. Практически в каждом мужском погребении лежит топор, часто есть наконечники стрел и копий. Но это набор предметов, с которым и на охоту можно ходить.
– Как я поняла, мурома хоронили представителей племени со всем нажитым? Разве это не египетская погребальная традиция?
– Это было широко распространено и в языческой культуре. Если человек особо ничего не нажил, с ним всё равно хоть глиняный горшочек да захоранивали. Зачем это делали, сложно сказать.
Понятно лишь то, что погребальный инвентарь отражал занятия человека при жизни. Например, мы находили погребения женщин из племени мурома, которые при жизни были литейщицами и занимались изготовлением металлических предметов. Об этом говорит инвентарь, сопровождавший усопшую в последний путь. В погребениях торговцев обнаруживали маленькие свинцовые гирьки.
С воинами-всадниками на тот свет отправляли и его лошадь. Животному подламывали хребет, укладывали в захоронение в форме груши, подвязывая особым образом ноги. Голову лошади помещали на ступеньку.
Приблизительно нам удалось установить и возраст усопших представителей племени. Его определяют антропологи по стёртости эмали на зубах и по степени изношенности суставов и костей. В наших суглинистых грунтах зубы и кости плохо сохраняются. К тому же исследуемый нами могильник находится на территории, где долго обрабатывали землю с применением удобрений. Однако исследования сохранившихся образцов говорят, что мурома умирали в 30-35 лет. Для того времени это уже почти старость.
Грабительские ямы
– Правда, что погребальный комплекс мурома в Вачском районе сначала обнаружили «чёрные копатели», и они нанесли ему серьёзный урон?
– К сожалению, да. В 2021 году в наш музей позвонил житель Вачского района. Он проезжал мимо тогда ещё просто поля и увидел там странных людей с металлоискателями, ямы... Люди представились учёными-археологами, показали ему часть находок.
После сигнала мы смогли оперативно собрать экспедицию, хотя на дворе уже был октябрь. Потом быстро поставили могильник на госохрану как новый объект культурного наследия Нижегородской области. В 2022 году впервые выехали туда на раскопки.
«Чёрные копатели» оставили за собой около 50 больших ям. Настоящие археологи аккуратно снимают землю слой за слоем, тщательно фиксируя все изменения структуры и цвета, а не копают её. Копатели предпочитали разорять женские захоронения муромы, где традиционно больше металлических предметов.
– Неужели копают ради металла?
– Ценные находки, в том числе из металла, копатели сбывают на чёрном рынке археологических находок и антиквариата. В последнее время в археологической среде говорят, что объём поставок на этот рынок несколько сократился. Артефакты стало сложно переправить за рубеж. Но в Нижегородской области «чёрные копатели» практически уничтожили могильник в Навашинском районе. Его варварски раскапывали на протяжении нескольких лет с использованием трактора и экскаватора.
Судя по могильнику мурома, вероятнее всего, копатели искали знаменитые женские шумящие украшения. Такие после реставрации могут стать гордостью любой антикварной коллекции.
Сумочка из хвоста бобра
– Вы исследуете могильник древнего племени уже два года. Что удалось обнаружить особо ценного?
– Для обывателя и археолога понятия ценности находки разные. Если говорить о находке, в ценности которой сойдутся все, то это захоронение юноши, обнаруженное в 2022 году. Его не тронули «чёрные копатели», хотя на усопшем был очень богатый поясной набор с серебряными накладками, покрытыми позолотой. Скорее всего, юноша обладал неким статусом в племени мурома.
Накладки можно считать произведением декоративно-прикладного искусства того времени. Каждая чеканилась отдельно, потом на неё накладывали тонкий слой позолоты и формировали узор. Это долгая ручная работа. Серебро у племени мурома было «пришлым» материалом. Возможно, пояс изготавливали на территории пермского Предуралья.
На пояс юноши крепилась сумочка, сделанная из хвоста бобра с мехом внутри. В поясной сумке лежал характерный для племени набор мужских предметов – кресальный камень для высекания искр и пара монет. На пальцах у юноши были серебряные перстни, на запястьях – браслеты. При юноше был бронзовый котелок и полный комплект вооружения.
Вместе с юношей был захоронен и набор женских предметов. У финно-угров это был так называемый «вдовий дар» – имитация женщины, которая сопровождает мужчину на тот свет.
– Анастасия, вы археолог, но работаете с погребениями. Не могу вас не спросить – с мистикой во время раскопок не сталкивались?
– Археологи с огромным уважением относятся к памяти тех, чьи погребения исследуют. Более того, многие уверены, что и «чёрным копателям» однажды воздастся за их кощунства.
На раскопках могильника в 2024 году ребята-студенты обнаружили рядом с местом работ засохшее дерево и по финно-угорским традициям священных рощ повязали на его ветви ленты. Бывает, заканчиваем работы и кладём в захоронение в знак уважения полевые цветы.
В любом случае наша работа – это попытка воскресить память об исчезнувшем народе мурома. Надеюсь, результатом археологической экспедиции станет отдельная экспозиция на базе нашего музея. Думаю, это будет яркий штрих исторического прошлого нашего края.