«Хотим работать!» Сотрудники ГАЗа просят взять под контроль уход Volkswagen

Михаил Сорокин / ГАЗ

Долгое сотрудничество ГАЗа и германского Volkswagen в Нижнем Новгороде закончилось печально: сотни тысяч квадратных метров простаивающих мощностей, тысячи законсервированных рабочих мест и убытки российской стороны - 15,5 млрд руб. Российский трудовой коллектив в этой ситуации хочет справедливости.

   
   

Ушли без обязательств?

3 апреля Нижегородский арбитражный суд снял арест с части активов Volkswagen в России, ранее арестованных по иску ГАЗа. Российский автопроизводитель требует взыскать с германского концерна более 15,5 млрд руб. убытков.  А возникли они из-за решения Volkswagen в марте 2022 года прекратить контрактную сборку легковых автомобилей в Нижнем Новгороде.

По словам председателя рабочих советов ГАЗа Евгения Морозова, в 2012 году по соглашению с немецким концерном на площадке завода в кратчайшие сроки была организована современная рабочая инфраструктура. Тысячи российских специалистов обучились высоким технологическим стандартам Volkswagen. Сотрудники постоянно проходили курсы повышения квалификации, на площадке модернизировалось оборудование, чтобы запускать процессы, необходимые для сборки новых моделей.

Всё это требовало от ГАЗа больших вложений, российский автогигант шёл на них с учетом долгосрочных перспектив совместного с немцами проекта.

С 2012 года по заказу партнёра на ГАЗе запущено семь новых моделей VW и SKODA, причём каждая из семи была сложнее предыдущей.

Кроме того, в 2013 году здесь локализовали производство мостов для автомобилей, а два года спустя - производство лонжеронов, силовых элементов конструкции автомобиля для всех моделей, выпущенных на нижегородской площадке.

«При этом доходность, которую ГАЗ получал при производстве каждого автомобиля, была значительно ниже, чем прибыль немецкого концерна при их дальнейшей реализации, - рассказывает руководитель производства автомобилей VW и SKODA Горьковского автозавода Александр Подоплелов. - Сейчас на заводе сформирован коллектив, который абсолютно компетентен в производстве легковых автомобилей европейского уровня. Выход у нас один: добиться компенсации затрат, наладить новое производство и вернуть людей на завод».

   
   

«Что мы видим сейчас? Из-за решения Volkswagen об уходе с российского рынка на ГАЗе простаивают производственные мощности, способные выпускать до 140 тысяч легковых машин в год, - говорит Евгений Морозов. – В вынужденном простое 3000 высококвалифицированных специалистов. Цель нашего предприятия – начать производство легковых автомобилей и возродить легендарные бренды ГАЗа».

Фото: ГАЗ/ Михаил Сорокин

Люди хотят вернуться в цех

Контрольный мастер производства автомобилей VW и SKODA Горьковского автозавода Елена Морина работала на площадке с момента запуска проекта в 2012 году. Говорит, что здесь трудилось много молодёжи, в том числе целыми семьями. Коллектив вместе профессионально развивался, строил планы. Всё рухнуло в один миг!

«Нам больно смотреть, как простаивают огромные производственные мощности, - вздыхает Елена Морина. - Мы готовы вернуться в родные рабочие стены, чтобы быть полезными заводу».

Председатель профкома ГАЗа Елена Загустина тоже хорошо знает, сколько сил коллектив вложил в то, чтобы производственная площадка жила и развивалась. «Мы хотим, чтобы немецкий концерн выплатил неустойку за остановку производства, - говорит Елена Загустина. - Мы готовы делать здесь свои легковые автомобили. У ГАЗа для этого есть все возможности и огромное желание!»

Сейчас рабочий коллектив автозавода намерен обратиться в Минпромторг РФ.

Заводчане надеются, что Правительство РФ не позволит Volkswagen уйти из России, не вернув партнёру вложенные им средства. Это позволило бы отечественному автопроизводителю реализовать новые проекты.