Гляну на село. Зачем Нижегородской области закон о сельском туризме?

Спрос на аграрно-познавательный туризм у городских жителей точно есть. © / фото Александра Фирсова / АиФ

Увидеть русскую печь, погладить козочку, выпить парного молочка… Время от времени любому городскому жителю хочется таких деревенских радостей. Поддерживать сельский туризм в Нижегородской области решили на законодательном уровне. Как это будет? И кто готов принять гостей в глубокой провинции?

   
   

Миллионы в Простоквашино

Законопроект о господдержке сельского туризма обсуждали в регионе пару лет. 15 декабря 2022 года его единогласно приняли депутаты регионального парламента.

Документ подразумевает два направления сельского туризма – аграрно-познавательный и экорекреационный. Какая между ними разница? В первом случае туристов на день-два размещают в гостевых домах и знакомят с историческими, культурными, гастрономическими особенностями сельской местности. Экорекреационный туризм – изучение природы, где гости размещаются в модульных некапитальных строениях.

Предусмотрены и меры поддержки для тех, кто хочет развивать эти два направления. Речь идёт о субсидиях и грантах, льготном налогообложении бизнеса, а также об аренде государственной собственности на льготных условиях.

Предполагается и нефинансовая поддержка – консультации, помощь в продвижении туристических продуктов. Получить все эти преференции смогут предприниматели, которые войдут в специальный реестр субъектов аграрно-познавательного или экорекреационного туризма Нижегородской области.

Законотворцы полагают, что новые маршруты в сельской местности привлекут в регион туристов. Кроме того, такие проекты будут способствовать экономическому оживлению территорий.

   
   

Кто мог бы претендовать на господдержку?

Директор «Центра доступного туризма Тонкинского района» Ольга Волычева и её брат Олег Голубев несколько лет назад буквально спасли от исчезновения уникальное место на карте Нижегородской области – настоящую деревню Простоквашино. Вернувшись из Нижнего Новгорода в родной Тонкинский район, ребята на собственные и грантовые средства развивают там мультидеревню – активное туристическое пространство для детей и взрослых с социальной направленностью. Здесь уже есть 11 локаций с темами и героями знаменитого мультфильма, полуторакилометровый пешеходный экологический маршрут «Тропа бобра», питомник ездовых собак хаски.

Сейчас простоквашинские предприниматели обсуждают с областными властями софинансирование концепции развития Простоквашина. Без концепции крупные инвесторы вкладываться в проект на селе не хотят.

«Разработка концепции по всем правилам стоит около 5 млн руб. Для нас сумма неподъёмная. Но своими силами и на небольшие гранты мы проект дальше развивать не сможем – нужны ещё люди, инфраструктура, – объясняет предприниматель Олег Голубев. – Мы же стремимся сделать Простоквашино местом общероссийского туристического притяжения, а не просто частной историей. Да, затраты будут большими, но и налоговые отчисления в бюджет ныне дотационного Тонкинского района тоже будут другими».

По словам Олега Голубева, их история вдохновила и других предпринимателей. Но кто-то уже столкнулся с трудностями при переводе участков сельхозназначения в статус земель, где разрешено капитальное строительство, например, гостевых домов.

При этом на том же севере области глэмпинги (разновидность кемпингов, где комфорт гостиничного номера объединяется с возможностью отдохнуть на природе. – Ред.) прибыльны только в летние месяцы – нужны всё же капитальные строения.

Экскурсия без обязательств

Перспективы развития сельского туризма во многом зависят от диалога предпринимателей и туроператоров. Здесь есть проблемы, признаёт организатор путешествий Анна Вингурт. Например, если государство готово поддерживать тех, кто принимает гостей на селе, то почему без субсидий остаются операторы, которые, собственно, людей туда привозят?

«Нам всё равно, куда везти гостей, – в Городец или на конный завод, на страусовую ферму или гулять по экотропе. Одно «но»: музей в Городце просит с человека 100 руб. за посещение, а, например, расположенная неподалёку сырная ферма – уже 1500 руб., – объясняет Анна Вингурт. – То есть мы остаёмся в сугубо коммерческом секторе: собираем людей, потратившись на рекламу; привозим их на место в арендованных автобусах, а та же ферма получает чистую прибыль с каждого туриста за свою очень недешёвую экскурсию. Почему бы не дотировать сельский туризм и туроператорам?»

Эксперт уверена: сельский туризм важно к тому же вывести в правовую плоскость. Например, прежде чем привезти гостей на частную пасеку, важно провести инструктаж по безопасности. Вдруг туриста с аллергией ужалит пчела, и человек окажется в больнице? Или парное молоко с фермы станет причиной кишечной инфекции у ребёнка, приехавшего на коровок посмотреть? Кто за это в ответе?

Пока некоторые сельхозпроизводители в регионе готовы принять у себя гостей бесплатно, заодно предложив им купить фермерскую продукцию и сообщив, где её потом можно найти в Нижнем Новгороде. Получается хорошая реклама всего лишь за потраченное на туристов время – и никаких обязательств.

Ещё один важный аспект: если вы хотите зарабатывать на сельской экзотике, обеспечьте людям инфраструктуру – туалет, точку питания и сувенирную лавку. Посмотреть на козочек многие туристы не прочь, но желающих справлять нужду в чистом поле гораздо меньше.

Обязательства у предпринимателей должны быть и перед природой, уверен директор экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов:

«У нас есть большие проблемы в плане экологического просвещения, и сельский туризм, в том числе экотуризм, действительно может помочь их решить. Но это не должно превращаться просто в зарабатывание денег на природе. Думаю, любой такой проект должен включать расчёт нагрузки на природные ресурсы: сколько туристов готово принять конкретное место?»

По мнению экспертов, именно сельский туризм может пробудить в подрастающем поколении интерес к работе и жизни на селе.

Смешались в кучу кони, люди…

О развитии сельского туризма стоит задуматься сельхозпроизводителям.

«На мой взгляд, в развитии сельского туризма как дополнительного дохода больше перспектив у сельскохозяйственных предприятий, - считает Юрий Кузьмичёв, директор консалтинговой компании (Нижний Новгород). - Основные вложения здесь – непосредственно в бизнес, а у гостей есть возможность за дополнительную плату посмотреть, как он устроен. Или на ночь остановиться в гостевом доме рядом с предприятием, лошадок погладить, по полям окрестным погулять... Получается такой бонус к серьёзному делу.

Если говорить о сельском туризме как о бизнесе с нуля, он требует больших вложений на старте. Речь как минимум о нескольких миллионах рублей, даже если мы говорим о небольшом гостевом доме. Надо понимать, что такой бизнес и не окупается в короткие сроки, и часто требует постоянных дополнительных вложений – на рекламу, на поддержание и ремонт инфраструктуры.

Готово ли тут государство поддержать предпринимателей? В каком именно объёме? Если это 20-30% первоначальных вложений, думаю, поток желающих такой туризм развивать в регионе будет большой. Если грант в 100-200 тыс. руб. – не уверен…

А ведь чтобы тот же грант получить, придётся представить концепцию, собрать немало документов, потом грамотно отчитаться за полученные средства. Не проще ли вместо этого взять кредит в банке?

Но сам по себе сельский туризм как альтернатива зарубежным поездкам имеет право на существование и развитие в нашей стране, и Нижегородской области в частности».