Физик будущего. Как в Нижнем возобновить подготовку кадров для науки?

Преподавать физику в школе надо с учётом менталитета современных детей. © / Мининский университет

Когда начинать изучение точных наук и как сделать физику – любимым предметом и делом всей жизни?

   
   

Покажем пример

Большой дефицит высококвалифицированных инженерных специалистов фиксируется не только в Нижегородской области, но и в России в целом. Недобор абитуриентов на технические профили подготовки, снижение конкурса при поступлении в классические и политехнические вузы может сказаться на обеспечении технологического суверенитета страны. Количество выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике, профильной математике и другим естественно-научным дисциплинам, ежегодно сокращается. Средний балл по этим дисциплинам в 2022 году упал до 54-56, а количество школьников, получивших 80 баллов и больше, всего 1%.

При этом надо понимать, что высококвалифицированные инженерные кадры сейчас крайне востребованы и могут рассчитывать на зарплату, в разы превышающую среднюю по стране. И эта востребованность будет только расти. Что, соответственно, требует все новых людей в профессии. Это отражено и в государственной политике: Президент Российской Федерации Владимир Путин летом этого года поручил правительству совместно с высшими должностными лицами субъектов РФ разработать и реализовать комплекс мер по укомплектованию государственных и муниципальных общеобразовательных организаций учителями, в том числе учителями математики, физики, информатики, и повышению качества их подготовки.

Мининский университет, чтобы в корне изменить ситуацию с недобором студентов и снижением качества их знаний, связанных с неэффективностью существующей методики, реализует проект «Новая физика», сделав особый акцент на сетевом взаимодействии, в котором заинтересованы все участники. В такой схеме педагогический вуз выступает как заказчик, привлекая ресурсы, возможности и сильный профессорско-преподавательский состав из классических и политехнических университетов.

- Начали мы с себя: совместно со специалистами Института прикладной физики РАН и физического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского перестроили программу обучения физике в Мининском университете, - говорит ректор педагогического университета Виктор Сдобняков. – Следующим шагом стало обеспечение нашим студентам возможности работать в передовых вузовских лабораториях наших партнеров и взаимодействовать с научным сообществом.

Повысить престиж профессии

Кроме того, для повышения качества образования в области естественно-научных дисциплин, Мининский университет запустил программу повышения квалификации учителей физики региона. И уже в ноябре первые выпускники этой программы начнут применять новые подходы в обучении школьников, использовать модернизированную методику преподавания физики в школах с учётом особенностей менталитета современных детей.

Немаловажно, что у этой деятельности вуза есть конкретный заказчик: министерство образования и науки Нижегородской области финансово активно поддерживает программы переподготовки учителей физики на базе Мининского университета.

   
   

Кроме того, на федеральном уровне идет масштабная работа по повышению престижа профессии учителя.  В частности, обсуждается вопрос присвоения педагогам статуса госслужащих. Комплексные меры в части популяризации профессии уже привели к тому, что педагогические специальности в вузах вышли на третье место по востребованности после информационных технологий и медицинских направлений. И сейчас задача - усилить поддержку, чтобы в сферу пришли самые талантливые и успешные абитуриенты, которые впоследствии станут прививать любовь к науке уже своим ученикам. 

Любовь к науке с 5-ти лет

Заказ на реализацию проекта «Новая физика» есть и со стороны Министерства просвещения РФ. Если изначально проект стартовал на площадке Московского государственного педагогического университета, то теперь Мининский университет становится неким Центром компетенций по реализации проекта.

- Все наработки нашего университета в дальнейшем будут масштабированы на Приволжский федеральный округ, - говорит Виктор Владимирович. – Это позволит охватить и переподготовить еще большее количество учителей физики.

Ректор Мининского университета подчеркивает, что это – ряд быстрых решений. Но есть и более системные задачи, которыми необходимо заниматься. А именно вовлечение детей в «бесшовную» систему подготовки по естественно-научным направлениям (родители-детский сад – школа – вуз), которое необходимо начинать не с 7 класса, как сейчас, а с 4-5 лет.

Эти ребята в дальнейшем станут студентами технических вузов и кадровой подпиткой для ведущих инженерных школ страны. Проект долгосрочный, но в перспективе позволит внести весомый вклад в политику удержания технологического суверенитета страны.