Доставайте карты. Частных перевозчиков обяжут применять льготы в Нижнем

Горожане так привыкли к маршруткам без льгот, что даже не верится в перемены. © / Елена Гордеева / АиФ-Нижний Новгород

Впервые за пять лет в Нижнем Новгороде подняли тарифы на проезд в муниципальном транспорте, и частники, конечно, не заставят себя ждать.

   
   

Но есть и хорошие новости для пассажиров – областные власти обещают, что с 23 августа в частных маршрутках столицы ПФО начнут работать социальные проездные и действовать все льготы. Это часть реформы общественного транспорта.

Революция в маршрутках

Как раз с 23 августа с перевозчиками планируют заключить краткосрочные госконтракты до конца 2022 года, сообщил директор областного Центра развития транспортных систем Артём Бафанов. Всё это время эксперты намерены смотреть за тем, как действует новая маршрутная сеть в Нижнем, и при необходимости корректировать её. После переходного периода госконтракты будут уже долгосрочными, и подписывать их будут по итогам торгов.

Между тем частные маршрутки сейчас работают в Нижнем по нерегулируемым тарифам. По словам Артёма Бафанова, они будут обслуживать свои маршруты, пока не завершится действие свидетельств на право осуществления перевозок (до 2024-2025 годов). Однако – важная деталь – с 23 августа и коммерческие автобусы обязаны начать социальный режим обслуживания пассажиров с едиными тарифами на проезд, бесплатными пересадками и льготами.

И это для нижегородского общественного транспорта  настоящая революция.

По данным оператора оплаты проезда, компании «Ситикард», весной 2022 года в общественном транспорте Нижнего Новгорода каждый месяц совершались примерно 25 млн поездок, из них около 7 млн в месяц – по льготным транспортным картам. Однако в частных маршрутках эти карты пока бесполезны – проезд там оплачивают наличными или банковской картой без всяких льгот.

Кстати, цена проездных, несмотря на подорожавшие разовые поездки, не изменилась.

   
   

«Пользуюсь льготной транспортной картой на 40 поездок, стоит она 500 руб., и мне этого хватает на полтора-два месяца, – рассказывает пенсионерка Елена Ильина. – Кто ездит по городу активнее, покупает безлимитные карты для пенсионеров за 800 руб. Если такие карты начнут принимать в маршрутках, мы будем только рады!»

Кто и как компенсирует?

А вот частные перевозчики этой радости не разделяют.

«Считаю, что напрасно у нас пытаются уравнять муниципальный и частный транспорт, – говорит оператор одного из коммерческих автобусных маршрутов, просивший об анонимности. – Муниципалам их издержки на льготные перевозки, так или иначе, компенсируют из бюджетов разных уровней, у нас такой возможности нет. Нам надо зарабатывать, а пока, на мой взгляд, всё делается, чтобы частные перевозчики просто бросили в Нижнем Новгороде свой бизнес. Жить в постоянном страхе, продлит ли мэрия с тобой контракт, – не вариант…»

Перевозчик добавляет, что не отказывается возить льготников – весь вопрос в условиях: «Мы будем рады выполнять определённую социальную функцию. Но как и в какие сроки бизнесу это будут компенсировать?» Он приводит в пример соседний Татарстан: два года назад в Татарстане из-за пробела в региональном законодательстве до пассажирских перевозчиков не доходили положенные им компенсации за льготников и предприниматели несли многомиллионные убытки.

В тему

Сейчас в Казани пассажиры даже не в курсе, в муниципальный или частный автобус они садятся, рассказывают местные жители. Льготы действуют всюду при вполне сравнимых с Нижним тарифах. С 1 мая 2022 года разовая поездка в автобусе в столице Татарстана обходится в 36 руб. при оплате наличными и в 31 руб. – при оплате банковской картой (в Нижнем Новгороде – 35 руб. и 30 руб. соответственно).

Кстати

  • С первого дня августа дороже стал проезд в автобусе от Нижнего Новгорода до Дзержинска: теперь он стоит 150 руб. – на 20 руб. больше.