Разбитые головы и коленки, ссадины и синяки — пешеходы в Нижнем Новгороде давно привыкли ходить даже по тротуарам, озираясь. Слишком много в городе стало беспечных ездоков на электросамокатах!
И вот впервые в России за соблюдением правил дорожного движения (ПДД) на таком двухколёсном транспорте в Нижнем Новгороде начинает следить искусственный интеллект. Систему в тестовом режиме запустили в центре города. Власти готовят нормативные документы с правовой базой для таких мер. Подробности — в материале nn.aif.ru.
Интеллект против безбашенных
Интеллектуальная система автоматически фиксирует нарушения ПДД самокатчиками при помощи высокоточных уличных камер видеонаблюдения — пока в пилотном режиме на пересечении улиц Минина и Нестерова в Нижнем Новгороде. Об этом сообщил заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков в своём Telegram-канале.
Система, например, может заметить частое нарушение — проезд по пешеходному переходу на электросамокате. По правилам этого делать нельзя — нужно спешиться и вести средство индивидуальной мобильности рядом.
Камера заметит и двух человек, оседлавших один самокат. Это нарушение — одно из самых частых, особенно среди подростков.
Увидит ИИ также проезд по территориям, где электросамокаты запрещены. С весны 2025 года мораторий действует на Большой и Малой Покровке, улицах Рождественская, Кожевенная, а также на Стрелке, Мызинском, Канавинском, Молитовском мостах, площади Горького и площади Революции, Верхневолжской набережной и набережной Федоровского.
В некоторых общественных местах ввели ограничения скоростного режима до 10, 15 и 20 метров в секунду. Кикшеринговые компании автоматически замедляют там свои устройства.
«Сейчас готовятся нормативные документы, которые позволят накладывать административные штрафы на нарушителей, — уточнил Егор Поляков. — Принять их рассчитываем до конца года».
Меры эти вполне оправданны. Нижегородская область не первый год лидирует по авариям со средствами индивидуальной мобильности. В 2024 году в них пострадали 250 человек. Основная причина ДТП — превышение скорости и экстремальное вождение. В основном лихачат нижегородцы на арендованном двухколёсном транспорте.
Например, в конце мая на проспекте Октября подросток на электросамокате сбил девятилетнюю девочку — она получила ушибы, ребёнку понадобилась помощь врачей.
В июне 17-летний парень на улице Краснодонцев наехал на семилетнего мальчика. Ребёнок шёл по тротуару. Его доставили в больницу с травмой головы и ушибом коленки.
По фактам наездов на детей были возбуждены уголовные дела, сообщало Следственное управление Следственного комитета РФ по Нижегородской области.
Не место в городе?
«Идея отслеживать нарушителей ПДД на электросамокатах очень хорошая», — уверен общественный деятель, автомобильный эксперт Александр Дейч.
Собственно, и в отношении штрафных санкций не надо «изобретать велосипед», уточняет эксперт. Люди, которые арендуют самокаты, фактически подписывают с кикшеринговой компанией договор, где зафиксированы все правила. Нарушая их, пользователь двухколёсного транспорта обязан заплатить штраф.
«Как правило, у арендатора электросамоката к приложению пользователя привязана банковская карта, и списание денег оттуда идёт автоматически, — объясняет Александр Дейч. — Другое дело, что пока факт нарушения правил иногда сложно установить. С появлением камер это сделать будет легче. Но если нижегородские власти хотят, чтобы часть средств от выплаты штрафов кикшеринговым компаниям шла в городскую или областную казну, правовую базу придётся разработать. Пока её нет».
Нижегородцы в социальных сетях поддерживают инициативу взять самокатчиков под ещё более строгий контроль. «Мне, взрослому пешеходу, звонят в спину, чтобы отошёл и дал проехать двум школьницам. А я по тротуару иду, у меня приоритет», — негодует пользователь под ником Вячеслав А.
«На мой взгляд, пора полностью запретить электросамокаты в городе. Для большинства людей это „покатушки“, а не средство передвижения», — уверена пользователь под ником Ольга И.
Сейчас в России электросамокаты полностью запрещены в пяти городах — Благовещенске, Изобильном, Солнечнодольске (оба — на Ставрополье), Елабуге (Татарстан) и Кудрове (Ленинградская область).