Чаще всего вред здоровью посетителей может вызвать использование некачественных продуктов, отсутствие достаточного количества разделочного инвентаря, нарушение санитарных требований при мытье посуды, недостаточное количество столовой посуды и т.д.
Опаснее всего, по мнению специалистов управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, многокомпонентные салаты (в первую очередь, с майонезом и сметаной), пирожные и торты с кремом, шаурма, а также изделия из рубленого мяса (котлеты, рулеты, паштеты) и студень. Кроме того, бактерии и вирусы могут находиться и на поверхности плохо промытых фруктов и овощей. С едой могут передаваться возбудители сальмонеллёзов, кампилобактериозов, иерсиниозов, дизентерии, норовирусной и ротавирусной инфекций, вирусного гепатита А.
Между тем в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 услуга должна быть безопасна для жизни и здоровья потребителя.
Как поступить, если после ужина в ресторане вы почувствовали недомогание или у вас появились симптомы отравления? Прежде всего срочно обратитесь к врачу. Это нужно и для получения квалифицированной помощи, и для сбора доказательств. Для этого вам потребуется медицинское заключение. Крайне желательно, чтобы в нём была отражена причинно-следственная связь между ужином в ресторане и отравлением.
Во-вторых, обязательно сохраняйте чек из ресторана. Если чек не сохранился, но вы оплачивали счёт банковской карточкой, сохраните выписку по банковскому счёту. Нужны также несколько свидетелей, которые смогут подтвердить ваши доводы.
Следующий шаг - составить претензию владельцу ресторана, индивидуальному предпринимателю или руководителю юридического лица. К претензии приложите копию чека и медицинского заключения. В претензии вы можете заявить требования: о возврате стоимости ужина, о компенсации стоимости лечения, а в случае длительного больничного - о компенсации утраченного заработка.
Образцы претензий модно найти на официальном сайте Роспотребнадзора РФ. Претензию надо направлять заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если в досудебном порядке уладить ситуацию не удалось, следует обратиться с исковым заявлением в суд. В суде, кроме указанных требований, вы вправе требовать компенсации морального вреда, а также уплаты потребительского штрафа»: если суд удовлетворит законные требования потребителя, он взыщет с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) штраф в размере 50% от суммы, присуждённой в пользу потребителя.
Кроме заявления в суд, вы вправе подать жалобу в Роспотребнадзор. Её рассмотрят и при выявлении нарушений санитарного законодательства, и в области защиты прав потребителей. Виновных лиц привлекут к ответственности.