Этот особняк в стиле модерн уже более 100 лет украшает Верхневолжскую набережную Нижнего Новгорода под №12. Недавно дом инженера Кабачинского, объект культурного наследия регионального значения, оказался в центре скандала: в начале июля его нынешний владелец снёс историческое ограждение, не получив согласования областных властей. Пока госохранкультура разбирается с последними событиями вокруг особняка на набережной, давайте вспомним: кто такой механик Кабачинский? И чем примечателен его дом?
Владелец особняка на набережной в ХХ веке дал Волге первый сухогруз, эффектный фасад дома – кинофактуру режиссёрам, а расположившаяся позже в доме организация – новеньких граждан любимому Нижнему.
Дом, глядящий на Волгу
Серый особняк №12 прячется от прогуливающейся по Верхневолжской набережной публики за зеленью разросшихся деревьев. Окна практически не видят солнца, да и сам дом лишён должного внимания. А посмотреть есть на что, особенно любителям позднего модерна.
Особняк был построен в 1912-1913 годы по заказу инженера-механика Сормовского завода Николая Васильевича Кабачинского. Архитектор, к сожалению, остался неизвестным. У дома ассиметричный фасад и одно полуциркульное окно.
Вообще-то в проекте таких окна было два. Они были разными, но походили на глаза: один прищурен, а второй широко распахнут – и оба смотрели на Волгу. Но при строительстве дом стал циклопом – глаз оставили один. Полукруглый и гранёный эркер с окнами, замковые камни, каменные совы и цветы на фасаде – как символ то ли учёной мудрости и благополучия, то ли просто северного модерна.
Дворовой фасад дома намного скромнее речного. Практичный хозяин окружил дом деревянными службами, которые не были заметны с променада набережной, но придавали городской усадьбе основательности. Ради этого строительства Кабачинский подрезал площадь своего сада, который простирался до самой Жуковской улицы, то есть до современной улицы Минина.
Дома в стиле модерна исследователи считают самыми уютными для семейной жизни: там не было проходных комнат. А дом и строился как семейное гнёздышко над Волгой.
Из деревни – в инженеры
Прогуливающиеся по Верхневолжской набережной, заметив на воротах табличку с именем прежнего владельца дома, удивляются дважды. Как мог инженер-механик заработать на такой дом и построить его на одной улице с городским головой Сироткиным, миллионером Рукавишниковым и пароходчиками Каменскими? И как он добирался с Откоса на Сормовский судостроительный завод?
Судя по запискам череповецких краеведов, семья не была бедной, владела землёй и речными судами, вела торговлю. Василий Семёнович был гласным Череповецкого уездного земского собрания от землевладельцев, членом правления общества взаимного кредита Череповецкого уездного земства и попечителем Матуринской школы, в которой совершенно бесплатно учились десятки крестьянских детей.
Сейчас Матурино входит в состав города Череповца, но так же стоит на берегу реки Шексны напротив впадения в неё Ягорбы. Отличное место, чтобы родиться речником. Известно, что старший брат будущего сормовского инженера Илья Васильевич помогал отцу вести дела и унаследовал в итоге семейное дело.
А вот Николай Кабачинский пошёл дальше: он закончил Императорское Московское техническое училище (современное название – Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана) и в 1893 году получил диплом инженера-механика, чтобы создавать пароходы.
Кабачинский служил инженером-механиком на Сормовском заводе. Предприятие строило дома для служащих на месте современной улицы Заводской парк, и Кабачинский наверняка имел там хорошую квартиру. Имя супруги инженера, к сожалению, найти не удалось. Однако известно, что сыновья Георгий и Николай родились в Сормове и несколько детских лет прожили с родителями там.
Сормовский судостроительный завод тех лет – развитое передовое предприятие имперского масштаба. В 1870 году там была запущена первая в России мартеновская печь, в 1896 году завод представил на Всероссийской промышленно-художественной выставке свои первые пароходы с электрическим освещением, а в 1903 – 1904 годах по заказам «Товарищества Братьев Нобель» спустил на воду первые суда совершенно нового типа – теплоходы. Возможно, в этом есть заслуга и выпускника «Бауманки» Николая Кабачинского. А дальше – скандальная история, подробности которой мог бы прояснить архив Сормовского завода.
С 1909 года Кабачинский работал над серией из шести пассажирских пароходов для Торгового Дома «Ф. и Г. Бр. Каменские». Восьмидесятиметровые пароходы-красавцы «Александр», «Василий», «Григорий», «Марианна», «Наталия», «Фёдор» имели машины с мощностью, которая вдруг превзошла указанные в контрактах. Руководство предприятия решило, что инженер Кабачинский находился в сговоре с заказчиком, и в 1911 году после громкого разбирательства уволило его. Фёдор Михайлович Каменский быстро сделал предложение механику и выписал ему крупную премию.
«Данилиха» и революция
В адресной книге Нижнего Новгорода от 1911 года написано, что «Кабачинскiй Ник. Вас., механикъ» жил в «доходном доме Баженова на Большой Печёрке», то есть снимал квартиру. Кем именно он служил в компании Каменских – неизвестно. Но образование и опыт позволяли ему следить за состоянием речного флота логистов Каменских и проектировать для них новые суда. Фёдор Михайлович относился к Николаю Васильевичу весьма дружески. Вероятно, они вместе приняли решение строить дома на Откосе и приобрели соседние участки земли.
Кабачинский построился на год раньше соседа и в 1913 году заселился в новый особняк. Покупка земли, проект и строительство действительно были дорогой затеей. У механика на это могли пойти не только премии от Каменского, но и возможное наследство.
Первый на Волге речной сухогруз «Данилиха», названный в честь родовой камской деревни Каменских, был построен по проекту инженера Кабачинского для товарищества «Братья Каменские и Н. Мешков» в том же 1913 году. Размеры впечатляли – 280 х 48 х 11 м. Грузоподъёмность до 123 тысяч пудов – тоже. Двухвинтовое мощное мелководное судно стало прототипом сухогрузного флота большой грузоподъемности.
Затем дела Каменских были подорваны Первой мировой войной, давлением объединившихся конкурентов. Теряются и следы Кабачинского. Встречаются сведения, что он работал на Коломенском машиностроительном заводе на должности инженера при правлении завода. Версия может быть правдивой – в 1913 году из Сормовского и Коломенского заводов был создан концерн. Возглавлял его бывший коллега Кабачинского – промышленник Алексей Мещерский, который мог пригласить одарённого инженера в компанию.
Обвинили и репрессировали
Революцию Николай Васильевич пережил. Он числится в списке жертв политических репрессий, из которого можно узнать, что в октябре 1929 года беспартийный Кабачинский занимал должность инспектора в Правлении Волжского речного пароходства и жил на Верхней набережной в квартире №2 дома №15 – возможно даже в своем собственном, просто после уплотнения. Он был арестован за вредительство, а в 1930 году приговорен к 10 годам лагерей с конфискацией.
Далеко не все возвращались после ссылки домой, но Николаю Васильевичу, судя по всему, повезло. В 2017 году в родном Череповце была издана его книга «К истории города Череповца», а рукопись датировалась 1940 годом.
Один из сыновей инженера Николай Николаевич Кабачинский (1898 – 1959) после революции продолжил дело отца. Нижегородцы знают и помнят Николая Николаевича как доктора технических наук, профессора и декана кораблестроительного факультета НГТУ.
Кстати
- Фасад особняка Кабачинского можно увидеть в художественном фильме «Васса» кинорежиссёра Глеба Панфилова по мотивам пьесы Горького.
- Советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР Владимир Особик (1943 – 1997), известный широкому зрителю по фильму «Дикая собака Динго» - из семьи Кабачинских.
- Долгое время в особняке располагался нижегородский Центр планирования семьи.