Премьера фильма «Юленька» режиссёра Александра Стриженова, которая состоялась недавно в Нижнем, показала, что ещё как могут! В картине нет обилия крови, насилия и гор трупов, но он настолько завораживает своей концептуальностью - потом отходишь несколько дней.
Куда едем, Харон?
Изначально сценарий молодого белорусского автора Андрея Курейчика назывался «Юленька. Зло». Александр Стриженов переработал материал, убрал из названия последнее слово. Номинальные изменения теплоты фильму не принесли – он получился жутким.
Картину сняли в американских традициях: бледная девчушка-подросток Юленька (Даша Балабанова), с огромными, как небо, глазами и длинными волосами, оказывается главным злодеем и душегубом. Особенность русского триллера в том, что 12-летний ребёнок-ангел творит зло без дополнительной помощи тёмных сил.
Кроме того, ни один американский «хоррор» не сможет показать такого глубокого конфликта в сердце девочки с уникальной болезнью, которая развивается слишком быстро. В лучшем случае она доживёт до 18 лет. А на руках у Юли инфантильная мама-вдова, которая, по мнению девочки, без неё никак не справится. Поэтому надо срочно найти нового папу. А вдруг кандидат не согласится на такую роль?..
Уже в начале фильма режиссёр нам подсказывает: ничего хорошего впереди не будет. Зрителю, знающему греческую мифологию (хотя бы на уровне средней школы) паромщик Сергей напомнит Харона, везущего души в Аид. Неужели этот милый учитель Андрей Белов (Марат Башаров) и его семья обречены?
Яркий лейтмотив фильма - миф об Орфее. Все мы привыкли видеть этого героя прекрасным юношей, влюблённым талантом, который ради своей погибшей любимой готов спуститься в царство мёртвых. У Юленьки другое мнение – он трус и изменник, потому что обернулся и потерял девушку. Она не приемлет возврата к прошлому. Юля уже придумала другой конец сказки. Кстати, а вы знали, что, по мнению древних людей, если у человека вырезать позвоночник, с ним можно делать всё что угодно, человек превращается в пластилин?..
Иллюзорность бытия
СЛОЖНО опознать место, где происходит фильм, к России его можно отнести лишь потому, что герои разговаривают на нашем родном языке. Школа, вокруг которой крутятся все события, расположена в старинном особняке, где ученицы ходят строем. Да и квартира нового школьного учителя Андрея Белова не похожа на «хрущёвки» среднестатистического российского захолустья.
Для съёмок выбрали Ялту, взяли самые неузнаваемые уголки курорта (естественно, без моря), чтобы подчеркнуть отвлечённость событий от реальной жизни. Для этого же «выморозили» в изображении один цвет, смазывающий яркость красок. Вот вам и ещё большая иллюзия. Нехватка цвета почти физически ощущается в кульминационной сцене в лесу. Неужели всех победят хрупкий подросток и сумасшедшая тётенька-хирург?..
Мы не успели успокоиться, как режиссёр подбрасывает нам новую шокирующую правду – как в последней части «Омена», маленького мальчика с числом Антихриста «666» на затылке никто не подозревает в страшных убийствах. Так и несчастное лицо Юленьки привлекает новую жертву к её маме, чьи влажные невинные глаза сулят страсть и удовольствие. Ни мамочка, ни новый ухажёр не понимают, что их ждёт смертельная игра…
От первого лица
Продюсер фильма Александр Котелевский:
- СТРИЖЕНОВ не по-детски боялся материала, несколько раз переделывал сценарий. Эта работа была для всех очень сложная – фильм снимался два года.
Мы использовали простой приём как в математической теореме. «Допустим, что…» - берём ситуацию, которой нет в действительности, и предполагаем развитие событий по максимуму. Александр Стриженов хотел показать борьбу с лицемерием обыденной жизни, когда мы декларируем одно, а делаем совершенно другое.
Совершает преступления не ребёнок, а взрослый, живущий в нём. Через образ Юленьки мы пытались раскрыть тему доброты – она же заботится о маме, которая скоро останется одна.
Кроме того, творить зло её заставляет окружающий мир – она не такая как все, её никто не понимает. Таким образом, она пытается привлечь к себе внимание. На самом деле ей хочется счастья: мама, папа, она, все рядом, все вместе…
Кстати
Эмоции наружу
После просмотра фильма я, если честно, побаивалась встречаться с Дашей Балабановой. А вдруг она и, правда, монстр?! Даша оказалась… милым подростком, который любит гулять в парках, общаться с друзьями и ходить на уроки фортепьяно в музыкальную школу.
- Для нас было главное – найти подходящую актрису на роль Юленьки, - поясняет продюсер. – Без этого не имело смысла приступать к съёмкам. Это же главная роль! Мы перепробовали более тысячи человек. Пришла Даша, и её сразу утвердили. Признаться, в этом возрасте очень тяжело работать – дети играют на органике, на собственных чувствах.
Юная артистка не знает, как из неё получился такой ужасный образ – она просто перевоплотилась в героиню. На самом деле помогли старшие коллеги – и Александр Стриженов, и педагог Лина Варганова.
- Самое сложное для меня было заплакать в тот момент, когда хотелось смеяться, - вспоминает Даша. – Были сцены, когда все эмоции приходилось вытаскивать наружу.
На самом деле сейчас мне хочется сыграть доброе, сказочное. Но пока не до съёмок – нужно учиться.
В то же время
На сегодняшний день картину купили Франция, Бельгия, Канада и Швейцария, а студия «XX век Fox» готова приобрести сценарий, чтобы переснять фильм в Голливуде.
А вот на Украине с прокатом были большие проблемы – по словам продюсера, у украинской стороны, видимо, были сомнения, что от фильма падает тень на «их Юленьку».
Смотрите также:
- Как проехать в Голливуд? Нижегородец покоряет всемирную фабрику грез →
- Евгений Гришковец: «Нам всем пора поговорить с сердцем» →
- Россия + один британец →