Чиновники местного правительства проанализировали обращения граждан по поводу лекарств

По информации пресс-службы губернатора и правительства Нижегородской области, региональный кабинет министров на заседании 4 марта заслушал вопрос об обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области.

   
   

Основные направления обеспечения населения Нижегородской области лекарственными средствами включают:

1. бесплатное обеспечение при амбулаторном лечении;

1.1. за счет федерального бюджета (ОНЛС, 7 нозологий);

1.2. за счет средств регионального бюджета;

2. бесплатное обеспечение при стационарном лечении (средства бюджета и ОМС);

3. розничная продажа лекарственных средств в аптеках.

   
   

По федеральной льготе (переданные полномочия) ситуация стабильная и характеризуется следующими показателями:

1. количество льготников, сохранивших за собой право на получение набора социальных услуг на начало года – 86 447 человек, или 20% от общего количества льготников;

2. по данным на 1 февраля их количество увеличилось на 407 человек;

3. выделенная сумма – 687 млн. рублей (811 млн. руб. в 2008 году);

4. средняя стоимость одного рецепта – 835 рублей;

5. количество отсроченных рецептов (на 24.02.2009) - 579, или 0,45% от числа обслуженных рецептов; основная причина отсроченных рецептов – текущая отгрузка лекарственных средств в пункты отпуска со склада уполномоченной фармацевтической организации;

6. способ закупки – аукцион. Периодичность закупки – один раз в квартал с фиксацией цены на 3 месяца. На 1-ый квартал 2009 года аукцион был проведен 26 ноября 2008 года, на 2-ой квартал аукцион будет проводиться 10 марта. Формирование цены на лекарственные средства проводится с коэффициентом 1,1 относительно цен предыдущей закупки.

По 7 высокозатратным нозологиям заявка на 1 полугодие принята Минздравсоцразвития России в полном объеме на сумму 395 млн. рублей.

1. количество льготников – 881 человек;

2. средняя стоимость 1 рецепта – 88 тыс. рублей;

3. отсроченных рецептов нет.

Региональная льгота обеспечивается за счет средств областного бюджета в рамках реализации закона Нижегородской области от 28.12.2004 № 157–З.

Основные показатели по региональной льготе:

1. количество льготников – 218 тыс. человек (по сравнению с 2008 годом – рост 4,8%);

2.  Законом Нижегородской области от 14.11.2008 № 153-З «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» на бесплатное обеспечение населения Нижегородской области ЛС и ИМН на 2009 год выделено 250,0 млн. рублей (2008 год – 225,433 млн. рублей). По сравнению с 2008 годом, рост объема выделенных средств составил 10,9 процентов;

3. средняя стоимость 1 рецепта – 760 руб. 

В учреждениях здравоохранения Нижегородской области используются 2 системы закупок лекарственных средств:

 – централизованные закупки (в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 13 сентября 2007 года № 1418-р «Об организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области»);

– самостоятельная закупка лекарств лечебными учреждениями.

Источник финансирования – соответствующие бюджеты и средства ОМС.

Способ централизованной закупки – биржевые торги.

При централизованной закупке экономия финансовых средств составляет в среднем 17%. Кроме того, проводится 100% приемочный контроль качества лекарственных средств.

При самостоятельных закупках ЛПУ цены на лекарства в целом превышают цены биржевых торгов. Об этом свидетельствуют проверки, проведенные территориальным фондом ОМС. Степень превышения составляет от 9 до 41%. По отдельным позициям превышение составляло 2 – 3 раза.

Реализацию распоряжения правительства Нижегородской области от 13 сентября 2007 года № 1418-р можно рассматривать в качестве одной из антикризисных мер в современных экономических условиях.

Министерство здравоохранения Нижегородской области проводит мониторинг ситуации в сфере обращения лекарственных средств. Выборочный мониторинг изменения уровня цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в январе 2009 года по отношению к декабрю 2008 года показал рост оптовых цен в среднем на 9,2 %, розничных цен - на 8,8 %. Всего – на 18%.

Ситуация в розничной торговле лекарственными средствами связана с информационными письмами Росздравнадзора от 13 февраля 2009 года о соблюдении правил отпуска лекарственных средств. В соответствии с этими документами, аптеки должны отпускать без рецепта только те лекарственные средства, которые указаны в приказе от 13.09.2005 года № 578 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача». Остальные лекарства должны отпускаться только при наличии рецепта. Другими словами, 70% зарегистрированных в РФ лекарственных средств должно отпускаться по рецепту и только 30% - без рецепта.

Приказы Минздравсоцразвития России, регламентирующие порядок выписывания и отпуска лекарственных средств

 

от 13.09.2005 года № 578 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача»

от 14.12.2005 года № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств»

от 12.02.2007 года № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»

В результате под выписывание рецептов попадают группы препаратов, широко отпускаемые в настоящее время без рецепта: средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему, антибиотики, средства для лечения сахарного диабета, ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные препараты, средства, влияющие на органы дыхания, глазные капли и другие.

Следует отметить, что до настоящего времени в нарушение приказов Минздравсоцразвития России о порядке назначения и выписывания лекарственных средств, врачами ЛПУ назначения нередко производились устно, либо на простом листе бумаги, если речь не шла о назначении льготного лекарства или лекарства, находящегося на предметно-количественном учете.

Отказ аптечных учреждений в отпуске рецептурных лекарственных средств без предъявления рецепта врача связан с тем, что в соответствии с информацией Росздравнадзора, во втором квартале 2009 года будут проводиться плановые и внеплановые проверки аптек, во время которых будет обращено особое внимание на исполнение действующего законодательства в части назначения, выписывания и отпуска лекарственных средств для лечения в амбулаторно-поликлинических условиях.

Несоблюдение требований повлечет за собой ответственность, предусмотренную п.4 статьи 14.1 КоАП – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Приказы , регламентирующие порядок выписывания и отпуска лекарственных средств, датируются 2005 – 2007 годами, периодом становления системы ДЛО.

В настоящее время ситуация по ДЛО достаточно стабильная. Поэтому усиливается контроль и по другим направлениям обеспечения населения лекарственными средствами.

При этом важнейшей задачей является противодействие использованию лекарств в качестве заменителя наркотиков.

Анализ обращения граждан по вопросу ограничения безрецептурного отпуска лекарств показал, что необходима была разъяснительная работа, что и проводится в настоящее время в муниципальных районах и городских округах.

В поликлиниках проведена работа по обеспечению врачей соответствующими рецептурными бланками, которые, в отличие от льготных рецептов, действительны в течение 2 месяцев со дня выписки, а при хронических заболеваниях (например, при гипертонической болезни, стенокардии, глаукоме, бронхиальной астме) разрешается устанавливать срок действия рецепта в пределах 1 года. Значительного увеличения посещений в поликлиниках не произошло и находится в рамках сезонного увеличения респираторных заболеваний, говорится в сообщении пресс-службы губернатора и правительства Нижегородской области.

Смотрите также: