Материал с https://www.itogi.ru/iskus/2009/10/138093.html журнала «Итоги».
Потому что Голливуду, как изголодавшемуся вампиру, сегодня очень нужна свежая кровь
Продюсеры чуть было не лажанулись по-крупному. Собирались выпустить "Миллионера из трущоб" сразу на DVD, минуя кинотеатры. Лишь в последний момент спохватились. И озолотились, собрав в прокате США более 100 миллионов долларов. Сегодня эксперты анализируют триумфальное восхождение фильма британского режиссера Дэнни Бойла к славе и отмечают такие вот милые случайности. Ведь это созвучно сюжету фильма, где юный герой Джамал должен пройти как раз через коварные рифы случайностей. Что он и делает, расщелкивая на телевикторине "Как стать миллионером" вопрос за вопросом. А сама картина без запинки ответила на главный вопрос 81-й церемонии вручения наград Американской академии киноискусств: "Да, без кардинальных тематических и стилистических новаций Голливуду не сохранить свои лидирующие позиции в киномире".
Стоя в течение двух часов на пресс-трибуне перед входом в театр "Кодак", я не мог не видеть, кому доставались самые горячие аплодисменты. Не Роберту Паттинсону, волоокому красавцу из суперпопулярных среди тинейджеров "Сумерек", и не Майли Сайрус, главной конкурентке Линдсей Лохан в борьбе за неофициальный титул главной милашки американских экранов. Безвестные еще вчера индийские детишки из бомбейских халуп были встречены восторженным ревом публики. Сама Мерил Стрип остановилась на полдороге, чтобы побеседовать с ними, и затормозила движение расфранченной оскаровской толпы минут на пять, что само по себе почти ЧП. Дэнни Бойл в окружении своих разновозрастных индийских соратников давал интервью направо и налево, и ошалелая улыбка счастья не сходила с его лица.
В искусстве, а уж в киноиндустрии и подавно, случайностей не бывает, они по сути есть сильно загримированные закономерности. Дэн Гликман, босс Американской ассоциации кинопромышленников (MPAA), влиятельнейшей лоббистской структуры, защищающей интересы студий-мейджоров, сказал, подойдя к пресс-трибуне, что рост прокатных сборов и, соответственно, оживление кинопроизводства произойдут, если кино начнет реагировать на новые веяния в обществе.
Об этом же, правда, другими словами говорили чуть позднее и продюсер, и режиссер премированного "Миллионера". Независимый, то есть внестудийный фильм со скромным бюджетом в 15 миллионов долларов снимался в расчете на ограниченный прокат. Ни одной голливудской звезды в титрах. Действие происходит не в Америке, и среди главных действующих лиц нет ни одного американца. А без героя-янки, на котором фокусируются симпатии зрителя, фильмы с экзотическим иностранным антуражем ранее были немыслимы.
Успех "Миллионера" сломал, казалось бы, незыблемые стереотипы, которые теперь можно сдать в утиль. Впервые премию в главной номинации "Лучший фильм" получила картина на сугубо иностранную тему и с безвестными актерами-иностранцами. И сам "Оскар" заговорил с акцентом. Впервые церемонию вел чужеземец - австралиец Хью Джекман. Актерскую награду за роль второго плана вручили другому австралийцу - Хиту Леджеру, увы, посмертно. Среди женщин отметили англичанку и испанку.
"Времена, они меняются", как пел Боб Дилан. В Белый дом въехал президент, родившийся на Гавайях от отца-кенийца. Только что на пост министра торговли Обама выдвинул этнического китайца, среди других министров есть люди, родившиеся за пределами США. Америка, изначально рекламировавшая себя как плавильный котел наций и этносов, сегодня достигла критической грани, когда эти нации и этносы из гарнира к англосаксонскому базовому компоненту сами становятся "основным блюдом". Лет через десять - пятнадцать больше половины населения страны станет цветным. Уже сегодня, прогуливаясь по центру Лос-Анджелеса, можешь запросто обходиться без английского, если владеешь испанским. Музыкальную моду уже давно задают эстрадные дивы из латинос и чернокожие рэперы. Никого не удивляет, что самым востребованным актером Голливуда стал по итогам 2008 года афроамериканец Уилл Смит. А ведь вспомним: в 30-40-е годы прошлого века при всех его талантах парень был бы обречен произносить "кушать подано", иных ролей чернокожим не светило.
Справедливости ради скажем, что успех "Миллионера" сдетонирован и волной искреннего сочувствия индийскому народу в связи с недавней трагедией в Мумбаи. У американцев вообще-то плоховато с географией, и только ужасный теракт, получивший широкое телевизионное освещение, открыл для них этот город.
Триумфу "Миллионера", без сомнения, способствовал и нынешний апокалиптический социально-экономический контекст. Америку так шарахнуло финансовым и промышленным кризисом, что здесь в полный голос заговорили о смене идеологических вех. Миллионеры не из трущоб, а с Уолл-стрит стоят в очереди за государственным вспомоществованием. Модель хищнического капитализма себя окончательно дискредитировала. Цитадель Запада оказалась заложницей Китая и Индии, форпостов третьего мира, где производится львиная доля продаваемых в США товаров и куда аутсорсинг сплавляет миллионы американских рабочих мест. Стоит Китаю захотеть, и Федеральную резервную систему США постигнет судьба пирамиды Бернарда Мэдоффа. Да и нынешние имперские амбиции России вновь накренили глобальную ось, лишив Америку сладкой иллюзии сверхдержавного одиночества.
Поэтому-то Голливуд и вынужден отказаться от традиционного американского герметизма и впустить в элитный междусобойчик вчерашних маргиналов и изгоев. Не нужно забывать, что Болливуд, "фабрика грез" в Мумбаи, обслуживает Индию очень эффективно. Голливуд пока лишний на этом празднике культурной самодостаточности. А ведь это один из самых лакомых потенциальных кинорынков, и освоение индийской целины среди первоочередных задач американского кинобизнеса. Уже упомянутый г-н Гликман сообщил репортерам, что MPAA открывает первый офис в Индии. Так сказать, заносит ногу в дверной проем.
Но в чистом виде голливудское кино индийцам вряд ли глянется, даже если падут тяжкие оковы импортных и цензурных ограничений. Гамбургер из киношного "Макдоналдса" нужно сильно сдобрить острым мелодраматизмом, мыльными изгибами сюжета и искрометными танцами. Дэнни Бойл, хотел он этого или нет, оказался первым засланным казачком Запада в заповеднике сокровенной индийской эстетики. Его хождение за три моря оказалось блистательно продуктивным. Новаторский симбиоз Голливуда и Болливуда заинтересовал массового зрителя обоих миров.
Индийцы - не все, конечно, а лишь самые чувствительные по части державного имиджа - поначалу протестовали. Мол, не бомбейские трущобы и насилие над бездомными детьми надо демонстрировать внешнему миру, а фешенебельные кварталы Нью-Дели и продвинутых яппи из касты браминов-программистов. Но восемь "Оскаров" окончательно смирили национальную гордость великоиндийцев, и вернувшихся из США лауреатов, взрослых и детвору, встречали как челюскинцев. К тому же индийское правительство даровало фильму безналоговый статус, что увеличивает процент дохода для прокатчика.
Межэтнические братания сегодня входят в моду. Один из мейджоров, Warner Bros., опять же не случайно недавно решила раскручивать в американском прокате фильм Chandni Chowk to China. Это первый крупнобюджетный совместный проект Индии и Китая, эклектичное сочетание бомбейской танцевальной мелодрамы с шаолиньским кун-фу. В этом маловразумительном, но очень красочном мочилове, конечно же, побеждает дружба, как в борьбе нанайских мальчиков.
Не сомневаюсь, что под пальмами Малибу и Санта-Моники уже строчат сценарии а-ля "Миллионер". Социальные утешительные фэнтези на фоне огнедышащего, окровавленного мира - может, этот крутой замес и есть продуктивная замена традиционной голливудской драме, стремительно теряющей популярность?
Смотрите также:
- Бандитский Нижний Новгород. Как снимают кино в столице Приволжья →
- «Железный человек-3»: вдарим железом по кассовым сборам! →
- «Юмор выше головы не замечают» →