Леонид Круглов не только известный фотограф, он, прежде всего путешественник. В своих работах он отражает жизнь народа. Наверно поэтому каждая его фотография это прежде всего история. На своих встречах Леонид, проводит не просто фотовыставку, он еще старается погрузить зрителей в мир путешествий и рассказать много интересного из своих экспедициях.
Мистика губит технику
Первая наша экспедиция в Эфиопию проходила по следам русского офицера Александра Булатовича. Николай I отправил его туда с караваном помощи эфиопскому христианскому народу.
Свое путешествие мы начали от границы Самали, именно там находятся ранние христианские храмы. Когда-то именно с этих мест началось распространение христианства в Эфиопии. Первым предметом нашего изучения должны были стать пещерные храмы, где до наших дней сохранились древние фрески.
Наш путь лежал через живописную местность. Проводниками для нас стали местные жители. И вот первый храм «Девяти святых». Он находился на очень высокой горе, попасть на которую возможно только при помощи рук. Подъем на эту гору занял у нас почти целый день. Шли мы туда вместе со священником, который вел службу в этом храме. До нас как, мне рассказали, эти фрески почти никто не снимал, слишком сложно было до них добраться. Но мы со своей экспедицией рискнули и проиграли. Дело в том, что во время подъему к храму нас застал дождь, хотя еще с утра, когда мы отправились в наше путешествие, ничто не предвещало плохой погоды. Влага, которая попала на мою фототехнику, испортила ее и когда я, наконец, поднялся к храму, я понял, что не могу сделать ни одного снимка.
Следующим пунктом нашей экспедиции стали древние племена Сурма, которые жили чуть дальше Самали. Наш путь занял несколько дней, идти приходилось пешком, а всю свою поклажу мы намотали на мулов. Именно по этому маршруту шел когда-то Александр Булатович. Путь, который прошел русский офицер, был сложный, по дороге они потеряли много людей из-за сильной засухи.
Когда мы пришли на место, мы увидели интересный ритуал, который сохранился еще с древности у этих племен – бои на палках. Это очень захватывающее действие. Люди Сурма становятся в большой круг, в центре которого два воина, проводят состязание на длинных палках. Энергетика боя такая сильная, что сам невольно становишься участником. Весь бой на палках я снимал на пленочный фотоаппарат, но когда я вернулся в Москву, я понял что все 40 пленок, которые я отснял, оказались засвеченными. Это второй мистический случай, который произошел со мной после провала со съемкой фресок. Только на третий год своего путешествия в это племя, мне удалось сделать полноценные фотографии.
Кстати, тогда я заметил такую особенность, женщины в этих племенах ценят тех мужчин, которые во время боя держаться в центре. Так я заслужил признание местных аборигенок. Самое главное достоинство мужчины в племени Сурма – это его сила. Неслучайно наверно, священным животным в племени является бык. Все стороны жизни этих людей подчинены этому животному, даже имена у соплеменников бычьи. Это отражает психологию этого народа, ведь в племени очень ярко выражено мужское начало. Наверно поэтому люди в племени Сурма относятся настороженно к чужеземцам, чувствуя опасность.
Вообще, для того чтобы сделать хорошую живую фотографию необходимо наладить контакт с местными жителями. Древние люди очень чувствуют людей. Конечно, в племенах это сделать непросто, но возможно. У людей Сурма есть прекрасный обычай, который сплочает соплеменников – они пускают по кругу чашу с напитком, глоток которого необходимо сделать каждому из круга. Все как у нас в России, в хорошей компании, под хорошую закуску можно установить любые контакты.
Каждая экспедиция опасна
Свою экспедицию в джунгли Попуановой Гвинеи мы решили провести по следам русского путешественника Николая Миклухи Маклая. Экспедиция прошло в рамках проекта «Семеро смелых». Идея, которого заключается в том, что в каждом новом путешествии среди читателей отбирается один и едет с нами. В этот раз пополнил нашу группу петербургский скульптор Андрей Макеев.
Мы отправились в джунгли на миссионерском самолете, который доставил нас до поселка. Там один из местных жителей сообщил нам, что как только мы встретим в джунглях древнее племя необходимо переписать имена всех соплеменников.
Имя носит священный характер у древних, поэтому, узнав имена, мы заслужим уважение со стороны старейших. Так узнав, некоторые секреты общения с жителями племен мы отправились в опасное путешествие. Зайдя в джунгли, мы стали наблюдать, как наши проводники раздеваются. Оказалось, что в лесу эти люди всегда ходят голыми, тем самым, причисляя себя к лесу, природе.
Главная опасность, которую таили джунгли, оказались племена, в которых еще существует каннибализм. Попав в одно таких племен, я через переводчика пообщался с вождем, который мне рассказал, как дважды в своей жизни ел людей. Первый раз это было в далеком детстве, тогда отец вождя принес пленного воина, которого и съели жители племени. Второй случай случился около 5 лет назад. Тогда объектом поедания стал тоже покоренный воин.
Чем дальше мы шли, тем более дикие племена нам встречались. В одном из таких племен мы узнали о празднике «Пальмы Саго». У древних существует культ пальмы, для них она символ кормилицы и носит священных характер. Во время празденвства жители племени срубают дерево и завертывают в листву, оставляя гнить. Через некоторое время в стволе пальмы начинают появляться червячки, которые становятся символом детей пальмы. Именно личинки этих червячков жители племени едят, тем самым, становясь причастными к кормилице.
В каждом древнем племени существует своя иерархия, например, в Африке она более четкая, чем в Гвинее, однако и в Африке и в Гвинеи в каждом племени есть свой вождь. Обычно им становится самый сильный из соплеменников, ведь родовой преемственности у древних нет. В джунглях попуановой Гвинеи мне запомнился вождь Двунинги, который отличался тем, что никого не пускал на свою территорию. Однако наша команда его очень заинтересовала, и он разрешил нам поснимать образ жизни племени.
Каждая экспедиция опасна, но вместе с тем очень интересна. Конечно, я отдаю себя отчет, что каждый раз рискую своей жизнью. Но те знания и опыт, которые я получаю во время путешествий, этого стоят.
Справка
Во время своих экспедиций съемочная группа журнала GEO живет в обычных палатках. Питаться приходиться пищей местных племен, обычно это какие-то травяные похлебки или каши из зерновых культур, мясо в древних племенах не употребляют из-за опасности отравиться, ведь в африканских странах всегда очень жарко. По словам Леонида Круглова, пища племен достаточно вкусная и полезная. Каждая экспедиция съемочной группы журнала «GEO» занимает от 2 до 4 месяцев.
Смотрите также:
- Императрицы в мужской стране. Эдвард Радзинский раскрыл «русский парадокс» →
- «Внутри нас – космос». Путешественник - об открытиях на карте и в себе →
- Леонид Колосов: «Добра с кулаками не бывает» →