Как выжить среднему и малому бизнесу

   
   

Так сложилось исторически

МАЛЫЙ и средний бизнес - оплот государственности в любом демократическом обществе с рыночной экономикой. На госкапитализме ещё ни одного успешного общества не построили. Развивать экономику лишь за счёт нефтегазовых доходов - путь в никуда.

Сегодня конъюнктура благоприятная, у населения появляются свободные деньги, но в отсутствие необходимой массы отечественных товаров рынок заполняется импортом - цены растут, инфляция остаётся на высоком уровне, а экономика страны, по сути, работает на зарубежного производителя товаров широкого потребления и продуктов питания.

Но импорт не может покрыть всего спроса на товары и услуги в огромной стране, поэтому значительная масса денег остаётся у населения, причём не в виде вкладов, а в виде кладов - под спудом. У такой модели экономики нет никаких перспектив. В этой ситуации нужно добиться, чтобы люди постоянно потребляли огромное количество товаров и услуг, которые бы им предоставляли отечественные предприниматели.

Чтобы добиться желаемого, необходимо создать благоприятные условия для своих собственных производителей, то есть для среднего и малого бизнеса: снизить налоговое бремя, устранить административные барьеры, создать особый режим преференций, упростить процедуры регистрации и отчётности. По сути, надо переписать законодательство и сделать его обязательным к исполнению чиновниками всех уровней. Понятно, что главная роль в этом принадлежит государству.

Вопросы  к банкам

   
   

ПОЧЕМУ банки лишь сейчас стали обращать внимание на МСБ? Законы экономики не обманешь: сначала рентабельнее обслуживать крупные предприятия, потом переходить к средним, а затем к мелким.

В чём разница работы с "разнокалиберными" клиентами? Средняя клиентура уже добилась известных успехов в своём регионе, но возросшие объёмы бизнеса требуют особого подхода, а финансовая грамотность "середняков" пока хромает. Финдиректор среднего клиента говорит: "Хотим кредит на внешнеэкономическую деятельность". А чаще всего банки предлагают документарные операции и аккредитив. Он не понимает, что для них это будет дешевле, а для банка снизятся риски.

У индивидуального пред-принимателя часто вовсе отсутствует финансовое образование. Отчётность крайне непонятная, балансов нет, налоги не платит, а его залог - товарооборот. В довершение ко всему завтра к нему приедет, допустим, пожарная или налоговая инспекция и закроет - вот и весь кредит…

На какое время рассчитаны программы работы со средним бизнесом? Срок не ограничен. Среднее предприятие постоянно нуждается в развитии: сегодня это обычная торговая компания, а завтра ей уже понадобились документарные операции, затем - инвестиционные деньги, потом эта компания уже созреет для выхода на рынок капитала, придёт к необходимости вывести из тени "серые" зарплаты сотрудников.

Возникают зарплатные проекты, пластиковые карточки, программы лояльности персонала, потребительское кредитование… С таким клиентом банк может идти рука об руку годами, постоянно расширяя для него круг продуктов и услуг.

МНЕНИЕ ЭСПЕРТА           

Отвечает председатель правления крупного банка Аркадий Колодкин.

-  Что со стороны банковского сектора можно сделать для МСБ?

-  Дать понять предпринимателям, что банки с ними по одну сторону баррикад. Не надо бояться обращаться к нам: мы хотим дать заработать и вам, и себе, а не отнять ваше дело. Ведь мы дорожим своей репутацией - заработать её трудно. Но будьте готовы сотрудничать: повышать финансовую грамотность, пользоваться прогрессивными финансовыми инструментами, перерабатывать бизнес-планы совместно с банком-партнёром с учётом перспективы развития.

- А что малому и среднему бизнесу делать, чтобы эффективно взаимодействовать с банками?

- Для начала - выжить. И больше доверять тем банкам, которые предлагают им комплексное обслуживание и инвестиционное партнёрство "на вырост".

Смотрите также: