21 апреля нижегородские одиннадцатиклассники сдавали пробный экзамен по русскому языку). По словам заместителя министра образования Нижегородской области Николая Бабанова, сегодняшний ЕГЭ можно рассматривать как подготовку к крупномасштабным испытаниям следующего года.
- Николай Юрьевич, нашей области приходится сложнее, чем другим регионам, которые давно вступили в эксперимент по ЕГЭ?
- Конечно, в некоторых регионах механизм сдачи ЕГЭ уже отработан, это снимает некоторые сложности. Мы их путь должны пройти за меньшее количество времени. Но я не думаю, что у ребят в этих регионах есть какие-либо преимущества перед нашими одиннадцатиклассниками. Сложнее может быть экспертам и организаторам, органам управления. Но сдавать нисколько не проще. Здесь все находятся в равных условиях.
Как шла подготовка к ЕГЭ в школах Нижегородской области?
- Есть чётко прописанные в законе процедуры. Вся полнота власти в регионе ложится на государственную экзаменационную комиссию, состав которой определяется Рособрнадзором. Председатель комиссии - министр образования области Сергей Наумов. Идёт работа по организации: созданы все необходимые структуры, сервисные службы. Неразрешимых и принципиальных проблем нет. Определены пункты сдачи экзамена, педагоги прошли курсы повышения квалификации в Нижегородском институте развития образования. Всё, что нужно для проведения ЕГЭ в соответствии с нормативными требованиями, сделано. Педагоги на экзамене будут следить за тем, чтобы всё проходило чётко, по окончании результаты отправят в Москву. Потом выпускник получит свидетельство с баллами по ЕГЭ, с которым он может поступать в вуз.
- Губернатор Валерий Шанцев до сих пор высказывается против единого госэкзамена как стандартизированной системы тестов...
- Понимаете, мы люди законопослушные, хотя наша область была последней из субъектов Российской Федерации, которые вступили в эксперимент по ЕГЭ. Здесь нужно разделить две составляющие.
Если мы рассматриваем единый госэкзамен как форму оценки работы ученика, можно выделить как преимущества, так и недостатки: уходит субъективный фактор в лице конкретного педагога, принимающего экзамен, но возникают определённые ограничения благодаря тестовой процедуре.
И совсем другое дело, когда результаты ЕГЭ ставятся в жёсткое соответствие с приёмной кампанией в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Вот здесь гораздо больше вопросов. Как можно с помощью тестов определить творческие способности человека? А есть ряд специальностей, для поступления на которые они гораздо важнее, чем правильные ответы на чётко сформулированные вопросы. Не только на гуманитарных, но и на естественно-научных специальностях требуются креативность, нестандартность мышления, особый подход к решению задач. В этих случаях ЕГЭ нивелирует способности выпускника. Поэтому у нас и возникали вопросы. Ведь говорить, что ЕГЭ - это единственная форма приёма в вузы, значит ограничивать возможности абитуриента.
Результаты ЕГЭ по русскому языку этого года будут приниматься как результат вступительных испытаний в вузы: кто набрал больше баллов, тот и проходит. А со следующего года может оказаться, что в качестве оценок по всем предметам при поступлении в высшее учебное заведение будут засчитываться баллы из сертификатов по ЕГЭ.
Поэтому и возникают сомнения - и у нашего министерства, и у губернатора. Но наша позиция не конфронтационная, она основана на здравом смысле и на заботе о том, чтобы в вузы пришли наиболее мотивированные люди. Не получилось бы так, что благодаря ЕГЭ мы упустим талантливого парня или девчонку, которые из-за своего нестандартного подхода тест завалили. Когда опытный преподаватель общается с абитуриентом, он умеет отличить способного человека. Именно на этом базировалась система высшего образования. Сейчас приходит формализованный подход. Но... закон есть закон.
- С другой стороны, схема поступления в вуз для выпускников школ упрощается - они сдают экзамены по одному разу.
- Я согласен. Но всё зависит от тех целей, которых мы хотим добиться. Если минимизировать количество экзаменов - нужно вообще отказываться от конкурсных процедур и зачислять в вуз всех желающих, в ходе обучения неспособные сами отсеются. Но в Конституции прописано, что высшее образование россияне получают на конкурсной основе. А состязательность - это всегда стресс, необходимость доказать в данный момент, что ты лучший.
КСТАТИ
При поступлении в вуз сохраняются категории абитуриентов, поступающих вне конкурса. Вопрос с медалистами пока не решён. Но, скорее всего, медаль будет служить просто наградой, итогом десятилетнего обучения, но не пропуском в высшее учебное заведение.
КОММЕНТАРИИ
Заместитель проректора по учебной работе, ответственный секретарь приёмной комиссии НКИ Нина Корнюшина:
- Пока рано делать прогнозы по поводу влияния ЕГЭ на качество образования - мы с этого года только вступили в эксперимент. Не принимать по результатам единого госэкзамена вузы не имеют права, раз начал действовать соответствующий закон.
Выпускникам школ нечего пугаться - тесты составлены в рамках школьной программы, ничего сверх спрашивать не будут. А при поступлении в вуз в этом году ЕГЭ принесёт большое преимущество - экзамен по русскому языку в школе засчитают и в вузе. Есть специальная шкала перевода результатов единого госэкзамена в оценки. Мы будем делать всё, чтобы ребята не почувствовали себя ущемлёнными в связи с новыми правилами приёма. И если в НКИ приедут абитуриенты из других регионов с сертификатами ЕГЭ, они также смогут поступить.
Я понимаю, почему есть страх у педагогов. На них сейчас лежит очень много организационной работы, много новой информации, поставлены жёсткие рамки проведения ЕГЭ. Вот они и переживают.
Другой вопрос, как быть с выпускниками прошлых лет, которые тоже хотят поступить в вуз. Не все из них смогут справиться с требованиями единого госэкзамена по школьной программе. Есть также моменты в новой системе, которые законодательно ещё не оформлены. Но я полагаю, что до следующего года они будут прописаны, а учреждения Нижегородской области наработают опыт проведения ЕГЭ.
Проректор по методической работе НИМБ Татьяна Тальникова:
- МНЕ кажется, нельзя уравнивать все вузы и школы. Любое обобщение, любая уравниловка - это неправильно, необоснованно. Конкурсы на специальности разные, да и по подготовке школьников общеобразовательные учреждения различаются. Я бы предложила сделать тесты ЕГЭ нескольких уровней сложности в зависимости от местности и уровня школы. Тогда приёмная комиссия вуза будет иметь возможность сориентировать абитуриента, на что он может рассчитывать, на какую специальность он может поступить соответственно своим знаниям. Всё-таки на те направления, где конкурс большой, должны попадать только лучшие, поэтому без собеседования не обойтись. Поступающих надо видеть, вводить для них дополнительные испытания.
Хотя, конечно, абитуриентам будет проще с новой системой - сдаёшь только экзамены в школе и приходишь с результатами в вуз.
Вряд ли ЕГЭ сможет бороться с коррупцией. Мы много раз слышали о случаях в других регионах, где ещё на стадии эксперимента воровали тесты по Интернету, преподавателей привлекали за взятки. В России находятся умельцы, которые обойдут закон.
То, что Нижегородская область последней вступила в эксперимент по ЕГЭ, нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, мы сможем учиться на ошибках других регионов, но нужно учитывать и тот момент, что за несколько лет эксперимента в России технология проведения экзамена отработана. Мы начинаем с нуля.
Кроме того, есть масса противоречий в федеральном законе, до сих пор не приняты государственные образовательные стандарты. Остаётся только ждать подзаконных актов, которые вопросы снимут.
Заместитель директора по учебной работе и довузовской подготовке Нижегородского филиала ГУ - ВШЭ Татьяна Потапова:
- Я уверена, что проведение ЕГЭ по русскому языку в этом году даст объективную картину знаний учеников: если школьник классический экзамен сдаст на 3, то и по ЕГЭ будет такая же оценка. Другой вопрос - качество подготовки тестов, вопросы в которых должны предполагать однозначный ответ. Некорректно составленные задания приводят к ошибкам.
Я думаю, учителей и школьников необоснованно запугали страшным словом “ЕГЭ”. Школьному педагогу непривычно работать в тестовом формате, и это его страшит. ЕГЭ может показать истинный результат обученности ученика, а не подтасованный, как у нас иногда бывает. Экспертиза знаний должна быть независимой.
Я считаю, что не стоит бояться ЕГЭ. Многие вузы спокойно относятся к тестовой системе проверки знаний. К примеру, Высшая школа экономики с 2000 года принимает абитуриентов по результатам единого госэкзамена из других регионов. В последние три года НФ ГУ - ВШЭ проводил для желающих одиннадцатиклассников репетиции ЕГЭ, результаты которого идентичны оценкам в школьных аттестатах.
За годы эксперимента в России накоплен большой опыт по проведению госэкзамена. Жаль, что Нижегородская область оказалась на периферии и вступила в эксперимент в самом конце. Мы смогли бы гораздо раньше отработать механизм. Кроме того, в России сегодня нет окончательно принятых образовательных стандартов.
Ректор ВГАВТ Валерий Минеев:
- Главная проблема сегодня для высшей школы в качестве знаний, с которыми абитуриенты приходят в вуз. Общеобразовательная подготовка стала намного слабее. Выпускники школ недостаточно хорошо знают физику, химию, математику... Уровень подготовки поступающих с каждым годом снижается. Преподаватели жалуются: приходится возвращаться к школьной программе и некоторые вещи проходить заново. Но это же не функция вуза! Хотелось бы видеть более подготовленных абитуриентов, особенно по точным наукам.
В ЕГЭ для высшей школы я вижу больше минусов, чем плюсов. Выпускники школ с результатами единого экзамена имеют право поступать в несколько вузов одновременно, и может получиться так, что в сентябре мы останемся без студентов - ведь они уже поступили в другой институт.
Хотя, конечно, набор в вузы будет идти легче, меньше ресурсов и средств будет тратиться на приёмную кампанию. И ребятам будет проще сдавать экзамены только в школе, поступая в вуз по их результатам.
Смотрите также:
- Экзамен по-честному. Как прошла приёмная кампания в вузах →
- Страшилка с хеппи-эндом →
- Тест не пройден →