«…В годы перестройки всем хотелось читать то, о чём в советское время запрещено было говорить, узнавать правду о нашей истории, и на почтальонов свалилась огромная нагрузка. Затем люди обнищали и почти перестали выписывать периодику, слать друг другу посылки, даже письма стали роскошью. Казалось бы, работы у связистов меньше в десятки раз. Но очередей на почте только прибавилось.
Раньше мы стояли в длинных хвостах за продуктами, а теперь стоим, чтобы деньги отдать за услуги. Почему раньше не было таких очередей на почте? Неужели людей стало так много, что их обслуживать не успевают?»
Анна Ефимовна Варнакова, Нижний Новгород
Отвечает и. о. директора УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП “Почта России” Сергей Щелкунов:
- Проблема очередей в почтовых отделениях характерна не только для нашего региона, но и для России в целом. Я бы выделил несколько причин возникновения подобной ситуации.
Не только письма и посылки
Действительно, за последние годы в стране произошли серьёзные изменения, повлиявшие и на деятельность почты. Существенно изменилась структура оказываемых нами услуг, но старые представления о нашей деятельности остались. Сейчас письма, посылки и доставка периодической печати составляют далеко не самую значительную часть нашей работы, поэтому говорить о снижении нагрузки на связистов не приходится. Напротив, объёмы работ существенно возросли. Население приходит к нам в основном с платежами: за коммунальные услуги, за кредиты, налоговые отчисления. Помимо этого обслуживаются и юридические лица. Их, конечно, не так много, как физических, но зато количество документов у организации существенно больше, чем у обычного гражданина.
Строят всё, кроме ОПС
Раньше при строительстве новых микрорайонов в числе обязательных элементов инфраструктуры предусматривалось отделение почтовой связи (ОПС). Сейчас из нормативных документов исчезла строка, обязывающая это делать. Поэтому появляются разного рода магазины, салоны, кафе, а количество почтовых отделений осталось тем же, что и в советские времена. Рост востребованности услуг без увеличения числа предприятий приводит к перегруженности почтовых работников и, соответственно, к очередям.
Время пик
Хочу отметить, что максимум очередей приходится на время, когда осуществляются обязательные платежи, то есть с 1-го по 10-е число каждого месяца, преимущественно в вечернее время. В среднем же нагрузка на одно почтовое окно составляет 300 операций в день.
Пути решения проблемы
Не могу сказать, что есть некий волшебный способ, который позволит избавиться от очередей раз и навсегда. Но ряд организационных и технических мероприятий позволит снизить остроту этой проблемы. К ним относятся:
полный переход на автоматизированную систему обработки платёжных документов с помощью штрих-кода, без длительной ручной набивки данных. Рассчитываем, что к следующему году модернизация даст результаты разделение потоков клиентов:
*физические лица отдельно от юридических
* повышение квалификации персонала
*открытие дополнительных окон обслуживания во время пиковых нагрузок (если позволяют площади)
* введение новой услуги для наших пенсионеров (кому пенсию доставляет почта) - прием всех платежей на дому. Достаточно позвонить в справочную службу по телефону 225-25-25
* изменения режима работы почтовых отделений области. С 1 февраля 2008 года введён следующий график:
- отделение первого класса (Дом связи на площади Горького) работает ежедневно круглосуточно;
- отделения второго класса (крупные районные узлы, таких в Нижнем Новгороде всего пять) - по будням с 8.00 до 20.00 без перерыва на обед, по субботам - с 8.00 до 19.00, в воскресенье - с 9.00 до 18.00;
- отделения третьего класса (большинство ОПС города) - по будням с 8.00 до 20.00, с обеденным перерывом с 13.00 до 14.00, по субботам - с 8.00 до 18.00 с обеденным перерывом.
Фото Татьяны БЫКОВОЙ
КСТАТИ
Если у вас есть что сказать о качестве работы отделений почтовой связи города и области, звоните по телефону круглосуточной бесплатной “горячей линии” - 225-25-25. Ваши звонки будут рассмотрены в индивидуальном порядке.