14-17 марта. Фестиваль «Новая драма»

   
   

С 14 по 17 марта в Нижнем Новгороде в Театре Юного зрителя проходил фестиваль "Новая драма".

Опыт новой драмы

"Новая драма" - это ежегодный фестиваль современной пьесы, представляющий спектакли современной драматургии. Идея организации фестиваля, принадлежащая Эдуарду Боякову, Елене Грёминой и Михаилу Угарову, в 2002 году была поддержана МХТ им. А.П. Чехова, ассоциацией "Золотая маска" и Театр.doc.

Сегодня "Новая драма"- это самый молодой и перспективный проект современного театрального фестивального движения. "Новая драма" отображает проблемы сегодняшнего дня, знакомит  с новыми пьесами, режиссёрами и драматургами.

Спектакли фестиваля проходили  на Малой сцене ТЮЗа. В рамках программы были представлены 4 спектакля: "Док.тор" (Театр.doc. и студия SOUNDRAMA г. Москва, режиссёр Владимир Панков), "Манагер" (Театр.doc. г. Москва, режиссёр Руслан Маликов), "Бытие  2" (Театр "Практика" г. Москва, режиссёр Виктор Рыжаков), "Три действия по четырём картинам" (Театр "Практика" г. Москва, режиссёр Михаил Угаров).

Кроме спектаклей фестиваль представил специальную программу: каждый вечер после показа пьес творческая группа проводила встречи, на которых актёры и режиссёры с удовольствием отвечали на вопросы зрителей. Кроме того, 16 марта состоялся круглый стол, посвящённый самым  актуальным вопросам  современной пьесы – «Опыт новой драмы». В Круглом столе приняли участие:  Михаил Угаров, Эдуард Бояков, Виктор Рыжаков, Иван Вырыпаев, Руслан Маликов, Вячеслав Кокорин.

   
   

Спектакль от больного шизофренией

Много вопросов читателей касалось одного из представленных спектаклей - "Бытие  2". Пьеса поразила историей своего появления: пациентка психиатрической клиники с диагнозом острая шизофрения Антонина Великанова, учитель математики, передала через своего лечащего врача Аркадия Ильича драматургу Ивану Вырыпаеву пьесу. Он обработал её, внеся только две поправки, и перенёс на сцену.

"Бытие  2" (постановка Виктора Рыжакова) рассказывает о Боге и его отсутствии, о том, что в несовершенном мире Бога может заменить лечащий врач. Под сопровождение баяна идёт спор двух героев: Бога, а именно лечащего врача, и самой Антонины Великановой. Спор о том, «есть ли что-то еще», или ничего нет. И тот и другой, в силу своих доказательств, оказываются правы. В итоге спор так и не разрешается.

В середине пьесы герои высыпают на сцену . соли, для чего это нужно? Режиссёр говорит: "Так надо", пусть-мол каждый сам додумает, зачем.

По словам авторов, спектакль рассчитан на аудиторию не более 100 зрителей,  каждый из которых во время действия может подумать о своём назначении, о своей жизни, определить, что для него есть, и чего для него нет.

«Не все чувствуют, что происходят изменения»

После круглого стола Эдуард Бояков, один из авторов проекта "Новая драма", дал короткое интервью «АиФ-НН.RU»:

- Что такое "Новая драма" для вас?

- Лично для меня, проект "Новая драма" - это попытка представить российскому зрителю новых драматургов, новые пьесы, которые связаны с изменившейся жизненной реальностью. Изменения не все осознают. Этот кризис реализуется через пьесы, через новых авторов.

- Как возникла идея создания "Новой драмы"?

- Я руководил фестивалем "Золотая маска", и когда он состоялся как культурный проект, начали развивать следующий, в котором можно уже рисковать, словом, воплотить то, что не воплотили в "Золотой  маске". Этот проект и есть "Новая драма".

- Каким вы видите будущее "Новой драмы"?

- Очень большое будущее, очень обширное поле новых проектов. "Новая драма" - это всего лишь фестиваль – зеркало, отражающее процессы в современном театре, цель которого - показать возможность изменения работы процесса.

- Почему приехали именно в ТЮЗ?

- Приехали именно в ТЮЗ, потому что пригласили. Давно знаю Славу Кокорина, очень его уважаю, он участвовал в "Золотой маске".  Вообще, Нижний Новгород - один из культурных российских центров. Здесь мы были два раза, решили посетить в третий.

- В некоторых пьесах, например в спектакле "Манагер" звучала ненормативная лексика, как вы относитесь к использованию мата на сцене?

- Моё личное отношение к этому очень простое: материться нельзя в жизни, но искусство должно честно отображать реальность. Любая лексика - и нормативная, и ненормативная должна существовать в контексте художественной целостности, если это художественно оправдано. Но если использование жаргона - это погоня за модой, желание шокировать публику, то это несостоятельно, я бы даже сказал - это нехорошо.

-  "Бытие  2". Как возникла идея, поставить пьесу по сценарию душевно больного человека?

- Это долгая, большая и серьёзная история. Это своего рода мистификация, потому что на самом деле Антонину Великанову  никто не видел, но авторы пьесы утверждают, что сценарий получили из психиатрической больницы. Вполне вероятно, что это на самом так: во все времена считали, что блаженные могут видеть то, чего не видят обычные люди. Уста юродивого глаголят истину. Так что, можно предполагать, что сценарий написала душевно больная женщина.

- Каково состояние современной драматургии на ваш взгляд?

- Стремительно развивается, переходит в кинематограф.

-Какое место занимает театр в современном мире, как в новом веке высоких технологий он выживает?

- Театр умирает, как и традиционные жанры. Приходит новая эпоха и новое время,  появляются новые технологии - множество телевизионных каналов, Интернет, мультимедииные технологии и т.д.

- Чиновники говорят, что театр должен содержать себя сам, т.е. зарабатывать сам. Как вы к этому относитесь, как театр выживет в таких условиях?

- Театр должен перестать чувствовать себя пасынком, если есть художественная энергия, то он преодолеет это препятствие. Нужно поставить все театры в одинаковое положение - сильнейший выживет.

 

            Анастасия Шустрова, студентка НГЛУ.

 

 

Смотрите также: