Горьковская железная дорога построит вторую детскую железную дорогу

   
   

 

500 млн. рублей планируется выделить в 2007 году на строительство детской железной дороги в Казани – второй детской железной дороги Горьковской магистрали, как сообщает пресс-служба ГЖД.

Справка (по материалам сайта "Детские железные дороги"):

Горьковская ДЖД имени М.Горького

Открыта: 8 ноября 1939 года

Полная длина: 4.1 км

3 станции: Пушкино, Счастливая, Родина

Сооружения: 2 моста

Подвижной состав: паровоз Кп-4-430, тепловозы: ТУ2-155, ТУ2-233, ТУ7-2567, 14 пассажирских вагонов ПВ51 и 2 открытых вагона типа «дилижанс», 4 грузовых платформы, снегоочиститель

Адрес: 603600, г.Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, 23а

Решение о строительстве дороги было принято 13 мая 1939 года на бюро Горьковского обкома ВКП(б). Как и все детские железные дороги довоенной постройки, Горьковская ДЖД строилась методом комсомольских субботников. Всего в ее постройке участвовало более 36 тысяч человек, причем в субботниках принимали участие не только горожане, но и жители окрестных деревень.

На конечных станциях, Родине и Счастливой было построено два красивейших вокзала-дворца по проекту архитекторов Яковлева и Анисимова, соответственно. Двухэтажное, увенчанное круглой башенкой здание вокзала на станции Родина имеет длину более 40 метров. На первом этаже вокзала размещались кабинеты начальника, дежурного по станции, зал ожидания, билетные кассы, справочное бюро, буфет, медпункт, книжные киоски. На втором – учебно-технические кабинеты для занятий кружков, помещения диспетчерской и радиоузла, а в башенке – музей истории железнодорожного транспорта.

   
   

На промежуточных станциях, Пушкинской и Маяковской, построили менее грандиозные, но не менее красивые деревянные здания вокзалов по проекту архитектора Бажана. Так, станция Пушкинская была оформлена по мотивам сказок, с резными сказочными теремками. Над ее созданием трудилась бригада лучших плотников из Борисоглебского колхоза имени Коминтерна.

8 ноября 1939 года по Малой Горьковской прошел первый поезд.

Дорога была оснащена самыми современными и передовыми по тем временам средствами связи и сигнализации. Имелись телефонная, телеграфная, телетайпная связь. Движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе.

Дорога располагала хорошо оборудованным паровозно-вагонным депо со смотровой канавой и ремонтными мастерскими, которому было присвоено имя Чкалова.

По специальному заказу Горьковское вагонное депо построило для ДЖД 12 мягких вагонов, оборудованных по типу вагонов Московского метрополитена. А завод «Красное Сормово» специально подготовил два капотированных паровоза типа 63/65. Капот обтекаемой формы сделал эти паровозы похожими на очень популярный в те годы паровоз ИС - Иосиф Сталин. На ДЖД они получили обозначение ЛК-01 и ЛК-02 (Лазарь Каганович). По-видимому, впоследствии капоты были сняты, по крайней мере на более поздних фотографиях они уже не видны.

7 августа 1941 года детская железная дорога была закрыта, а все ее имущество передано в ведение отдела подготовки кадров управления Горьковской жд. Почти всю войну дорога использовалась для обучения железнодорожников больших дорог.

25 августа 1944 года начальник Горьковской жд издал приказ № 523/43 о восстановлении детской дороги, но восстановление дороги шло очень медленно. Только спустя два года, 25 июля 1946 года, был издан второй приказ (№ 285/43) о передаче детской дороге ее же имущества.

Детская железная дорога длиной 9.1 км соединила Железнодорожный район г. Горького (Канавино) с Автозаводским районом. Проложенная в том же направлении трамвайная линия в те годы была очень сильно перегружена, и горожане стали использовать ДЖД как еще один вид городского транспорта. Только за первый год эксплуатации дорога перевезла более 100 тысяч пассажиров. Именно по этой причине в адрес Горьковской ДЖД неоднократно звучали обвинения в излишней коммерциализации и эксплуатации детского труда в ущерб идейно-политическому воспитанию молодежи.

В те годы это было весьма серьезным обвинением, и чтобы избежать последствий, руководство дороги стало постепенно сужать круг обязанностей юных железнодорожников. В 1947-48 году на детской железной дороге занималось всего 45 юных железнодорожников (сравните с 1200 воспитанниками Тбилисской ДЖД), а перевозками пассажиров занимались исключительно инструкторы.

Это привело к тому, что Горьковская ДЖД постепенно захирела и превратилась из лучшей в стране детской железной дороги с самым высоким уровнем технического оснащения в самую заурядную узкоколейную ветку.

А в феврале 1965 года и вовсе была вдвое сокращена по вине номенклатурного головотяпства. В ходе строительства нового жилого сектора дорогу решено было перенести. Как оказалось, для этого придется снести 48 жилых домов. Тогда единоличным решением одного из чиновников ДЖД была сокращена. От девяти с лишним осталось всего полтора километра дороги и единственная станция – Родина. Под Дворец бракосочетания был передан вокзал на станции Счастливая.

Некогда лучшая детская железная дорога страны практически перестала существовать.

После событий 1965 года дорога долго эксплуатировалась в урезанном виде, и лишь в 1991 году начались работы по ее реконструкции. В 1994 году вступил в строй новый участок дороги и новая станция, названная Счастливой в память о старой дороге.

Смотрите также: