Разумеется, не мог остаться в стороне от новаций и Нижний Новгород. Однако географическое расположение города на сильно пересечённой холмистой местности с большими перепадами высот делало сложным развитие этого транспорта. Тем не менее в равнинной заречной части Нижнего в 1860 - 1880 гг. уже имелось несколько линий грузовых конно-железных дорог: на ярмарку от Гребнёвской и Сибирских пристаней и к мельнице Башкировых в Кунавине.
Гласные против конки
Первое предложение об устройстве грузопассажирской конно-железной дороги для сообщения нагорной и заречной частей Нижнего Новгорода поступило в городскую управу
30 марта 1886 г. от Главного общества Московских и Российских конно-железных дорог. Городская дума 4 апреля 1886 г. без долгих размышлений большинством голосов (28 против 12) отклонила предложенный проект “ввиду неудобства для города в проложении железно-конного пути по проектированной линии”.
Два года согласований
Второе предложение об устройстве конки в Нижнем Новгороде поступило городским властям в 1890 г. от почётного гражданина Ф. И. Герле. Его проект встретил лояльный приём, но выработка взаимоприемлемых условий затянулась на два года. Лишь 7 августа 1892 г. городская дума одобрила проект этой концессии. Он уже был согласован с министерством внутренних дел, когда инженер-архитектор Р. Я. Килевейн подал в думу записку об устройстве в Нижнем Новгороде вместо конки электрической железной дороги.
Трамвай по конкурсу
После двухмесячных обсуждений вопрос был передан на рассмотрение специально образованной комиссии. 10 мая 1893 г. комиссия высказала суждение, что необходимо оповестить и другие фирмы, занимающиеся устройством электрических железных дорог. И “устроить между ними соревнование для выработки наивыгоднейших для города условий”. Но в это же время размеренная и неторопливая жизнь нижегородцев была нарушена известием о проведении в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года.
Транспорт для ярмарки
Одно из заседаний Нижегородского распорядительного выставочного комитета под председательством губернатора Н. М. Баранова, состоявшееся 10 ноября 1893 г., было посвящено работе над трамвайными проектами.
- Если город мог обсуждать до сих пор эти предложения не торопясь, что было, вероятно, и лучше, - заявил губернатор, - то теперь ввиду предстоящей выставки... с этим делом медлить более нельзя.
На экстренном заседании думы, созванном 11 марта 1894 г., гласные большинством голосов высказались за сооружение в Нижнем трёх линий. Исполнитель работ был определён постановлением городской думы от 23 марта 1894 г. - сдать подряд фирме “Сименс и Гальске” концессионным способом с окончания Всероссийской выставки 1896 года.
Однако 21 июня городскому голове барону Дельвигу подали телеграмму от Сименса с извещением “об отказе от заключения контрактов на постройку электрических железных дорог в Нижнем”.
Проект камер-юнкера
Всё меньше времени оставалось до открытия выставки. В этот критический момент на нижегородском горизонте возникла фигура камер-юнкера Р. К. фон-Гартмана. Он предложил городской управе устройство трамвайно-элеваторного сообщения по собственному проекту в нагорной части Нижнего Новгорода. Отцы города приняли это предложение.
16 мая 1895 г. господин Гартман заключил с Нижегородской городской управой договор на устройство электрической дороги. Так завершилась многомесячная борьба проектов и прожектов за право получить концессию на строительство трамвая в Нижнем Новгороде.
Фото Татьяны БЫКОВОЙ
Смотрите также:
- К 2013 году в Нижнем Новгороде появятся две новые станции метро →
- Начались работы по остеклению станции метро Горьковская →
- В Нижнем появится еще один метромост →