Закон об ОСАГО: за и против

Юрист Сергей Ярославцев:

   
   

- В этих статьях критикуется Закон об ОСАГО за то, что страховая премия не покрывает затрат на ремонт разбитого автомобиля. Я не могу полностью согласиться с нашими героями по некоторым основополагающим пунктам. Имея определенный опыт судебных решений имущественных споров, возникших в результате ДТП, знаю, насколько остро порой стоит вопрос получения компенсации ущерба по Закону об ОСАГО.

Некоторые положения Закона об ОСАГО мне и другим юристам представляются абсурдными. И об этом надо говорить открыто, предлагать внесение изменений, обсуждать их публично с привлечением всех заинтересованных лиц...

Но мы живём по тому закону, который есть. И для начала давайте разберём его основные положения.        

УЩЕРБ - причинённый вред или убытки, как показывает практика, каждый понимает по-своему. При этом все согласны с тем, что они подлежат возмещению. Относительно ДТП, подпадающих под действие Закона об ОСАГО, следует знать, что в ГК РФ прямо указано: “Под убытками понимаются ... утрата или повреждение ... имущества (реальный ущерб)”.

Что такое реальный ущерб? Потерпевшие в результате ДТП чаще всего считают, что это те средства, которые были затрачены ими на ремонт повреждённого автомобиля, то есть стоимость реального ремонта и является реальным ущербом. Но это не всегда так.

При купле-продаже и продавец, и покупатель непременно учитывают износ автомобиля: возраст и пробег уменьшают стоимость, и здесь ни у кого вопросов не возникает. Аналогично учитывается износ транспортного средства при оценке стоимости восстановительного ремонта, поэтому фактические затраты всегда должны быть больше суммы, указанной в документе, составленном оценщиком. При этом чем старше автомобиль и больше пробег, тем больше будет злополучная разница.

   
   

Процент износа определяется по специальной, довольно громоздкой формуле, включающей в себя несколько исходных данных и немало поправочных коэффициентов. Кроме того, оценщик имеет право скорректировать итоговый результат в зависимости от личного осмотра автомобиля. Влияет множество обстоятельств: например, фирма и страна-изготовитель, время эксплуатации по российским дорогам, произведённые улучшения (например, антикоррозийная обработка), условия хранения, подтверждённая регулярность прохождения технического обслуживания...

Если фактический пробег по каким-либо причинам установить не представляется возможным, то берётся среднее значение годового пробега для данной марки автомашины. Для сведения: автомобиль марки ВАЗ за два года эксплуатации изнашивается примерно на 12%. В любом случае согласно нормативной документации износ не может превышать 75%, так как считается, что при большем износе эксплуатация автомобиля невозможна по нормам безопасности. На практике максимальный износ указывается не более 70%.

При этом важно знать, что износ учитывается только при определении стоимости заменяемых узлов, частей, деталей и т. д. При износе 60% ущерб составит 40% от рыночной стоимости заменяемой детали, а 60% стоимости будет являться “улучшением автомобиля”, которое не обязан оплачивать кто-либо, кроме самого владельца”. Отсюда вывод, что чем старше автомобиль и чем больше пробег, тем больше будет разница между страховой выплатой (страховым возмещением) и стоимостью фактического ремонта.

А вот в автосервисах при определении стоимости работ по восстановлению разбитого автомобиля и расходных материалов износ автомобиля не учитывается. И в этом одна из недоработок Закона об ОСАГО - он на законодательном уровне не позволяет полностью покрыть стоимость восстановительных работ. Разве что ездить на новых машинах...

РЕЗОНАНС
С удивлением прочитал статью “ОСАГО позволяет лишь ремонт у “дяди Васи”. Кажется, солидный человек, специалист автосервиса утверждает, что на сумму страховой выплаты даже машину восстановить невозможно! По-моему, автор слукавил, ибо ошибиться он не мог - в автосервисе трудится и кухню знает изнутри.

По моему (и моих знакомых) опыту, страховой премии не хватает только на ремонт гнилой советской машинерии в дорогом современном автосервисе. Это да. И правильно. Нечего вообще на рухляди ездить! А уж если поехал - чини ее сам или у того же “дяди Васи”.

Что касается новых отечественных машин: ОСАГО оплачивает весь ремонт совершенно нормально. Один мой знакомый за поцарапанный объемный бампер ГАЗ-31105 получил от страховщиков 8460 рублей. Более того, за “измятие” очень новых машин (до 1 года, по-моему) виновник ДТП сам (или по суду) выплачивает “Утрату товарной стоимости” автомобиля.

С иномарками ещё веселее: оценка считает стоимость “оригинальных запчастей”, а “неоригинальные” или “альтернативные” запчасти стоят на 20 - 50% дешевле. Народ поголовно зарабатывает деньги на ДТП! И проблемы с выплатами по ОСАГО, по моему опыту, бывают очень редко.

Отсюда мораль - почитайте Закон об ОСАГО, там всё популярно прописано. Да, закон не совершенен, поэтому надо говорить о реальных дырах, а не о каких-то случайных недостатках! К тому же есть конкретные факты - “подставы” на дорогах и мошенники, которые на страховке деньги зарабатывают!

 Анатолий Ахмин,  Нижний Новгород

Смотрите также: