Дома дарят, но школы закрывают. Как живется педагогам на селе

Татьяна Быкова / АиФ

Сегодня с проблемами сельских школ борются: есть специальные программы привлечения молодых специалистов на село, некоторые школы в области в плане техники, учебной литературы оснащены лучше иных нижегородских. С какими трудностями в этом учебном году сталкиваются те, кто учит и учится на селе?

   
   

Молодым везде дорога

С 2006 года в регионе «вербуют» молодёжь с вузовскими дипломами современными методами: едешь преподавать в деревню - получаешь жильё и автотранспорт в кредит. Все выплаты компенсирует областная казна - при условии, что специалист отработает в районе 10 лет.

Сергей Опичков шестой год учит истории детей школы села Болтинка Сеченовского района. Он не скрывает: именно программа поддержки повлияла на его решение после института остаться в профессии. Болтинской школе вообще повезло, из 13 педагогов здесь пятеро - молодые специалисты.

- На селе к учителю до сих пор относятся с огромным уважением! - уверен Сергей. - Ни родителям, ни детям даже в голову не придёт тебе грубить. И конечно, здесь работа более специфическая. Когда у тебя в классе три-четыре человека, занятия превращаются в репетиторские: ученикам уделяется больше внимания, к каждому ищешь подход.

Однако именно малокомплектность - причина расформировать сельскую школу. В Болтинке 1 сентября за парты сядут шесть первоклашек. На следующий год - пять… Динамика складывается отрицательная. Правда, по условиям целевой программы молодых специалистов в течение 10 лет с момента заключения договора область обязана обеспечить рабочими местами в пределах муниципального образования. Закрывают школу в одном селе - автоматически встаёшь к доске в другом учебном заведении района. Тут, кстати, и подаренная государством машина очень пригодится.

Другой участник программы поддержки молодых специалистов Сергей Балакин ведёт баскетбольную секцию в спортивной школе Ардатова. Этому райцентру образовательная реструктуризация не грозит, но педагог категорически против закрытия школ в окрестных деревнях.

- В тот же Ардатов дети на школьном автобусе по плохим дорогам едут полчаса. Вставать на первый урок приходится очень рано. Да, школа в маленькой деревеньке обходится бюджету в копеечку, но у нас в стране много чего нерентабельного не закрывается. Экономить на собственных детях не стоит!

   
   

Как сообщили в региональном министерстве образования, в регионе каждая вторая школа - сельская, а учится в таких заведениях всего 16% от общего числа обучающихся. Следовательно, наполняемость таких школ невелика. Именно поэтому по решению правительства региона каждая вторая сельская школа находится на индивидуальном финансировании - независимо от количества учащихся.

В этом году реструктуризация сельских школ не проводилась, но, безусловно, демографическая ситуация меняется, и не всегда в лучшую сторону. Поэтому в отдельных районах области рассматривают целесообразность работы того или иного учебного заведения на селе. По этой причине за лето закрыли по одной начальной школе в 4 сёлах - это филиалы общеобразовательных учреждений, где обучалось 28 учеников. Получается, в каждой закрытой школе было по 7 учеников, значит, обучение проходило в классах-комплектах. Теперь они будут ездить на школьных автобусах в базовые школы.

- Конечно, организация подвоза к месту обучения касается как детей младших классов, так и старшеклассников, у которых разное количество уроков. Но это вовсе не означает, что ученикам начальной школы нужно просто сидеть и ждать старших ребят, для того чтобы вернуться в родное село или деревню, - отметил начальник отдела общего и дошкольного образования минобразования Нижегородской области Виктор Шмелёв. - В школах для младших классов есть факультативы, индивидуальные занятия или занятия в группе продлённого дня. Если дети не задействованы, школа должна продумать удобный график движения школьного автобуса.

Учитель без места

Начальную школу в деревне Бараново Володарского района закрыли. Учеников здесь никогда много не было, но несколько лет назад, по меркам чиновников, их стало просто критически мало. Несмотря на недовольство родителей, сегодня дети ездят за 10 км в село Владимирское.

А одному из двух педагогов барановской школы на новом месте работы так и не нашлось. Хотя Надежда Гусева даже специально выучилась водить машину, чтобы ездить учить детей. Но…

Сначала Гусевой предложили преподавать на полставки единственному ученику-«надомнику». Потом педагог и вовсе была вынуждена написать заявление об уходе по собственному желанию. Хорошо что во Владимирском есть ещё детский сад, куда ей удалось устроиться.

- Сначала обидно было, - вспоминает Надежда Витальевна. - Много нервов мне уход из профессии стоил. Вот 1 сентября, все дети идут с букетами в школу, к своим учителям, а я в детском садике с малышнёй сижу… Потом привыкла, полюбила и новую работу.

Вообще Владимирское - одно из немногих сел, куда люди приезжают жить из города. Расположено оно недалеко от озера Светлояр - кто-то начинает здесь собственный туристический бизнес, кого-то манит загадочная история этих мест. Есть переселенцы из Уфы, есть небольшая колония кришнаитов. Семьи у вновь прибывших, как правило, многодетные, обустраиваются - рожают ещё. Отчасти поэтому в наступающем учебном году во владимирскую школу пойдут 117 детей.

Школы должны работать - экономить на детях нельзя. Фото: www.russianlook.com

Не хуже города

- Конечно, хотелось бы взять на работу молодых специалистов, - признаётся завуч школы во Владимирском Наталья Максимова. - Но штат у нас полностью укомплектован, в том числе педагогами из расформированных окрестных школ. На финансирование не жалуемся: есть компьютерный класс, интерактивные доски, новая учебная литература. Всё как в городе! Дети без проблем сдают ЕГЭ. В этом году все четыре наших выпускника поступили в вуз.

Тот факт, что на селе до выпускного дотягивает так мало школяров, связан с желанием многих ребят после девятилетки получить среднее специальное образование. Если хочешь остаться в родных краях, у тебя должна быть хорошая рабочая профессия. У механизатора, слесаря, электрика возможность заработать на кусок хлеба в деревне будет. Те, кто едет учиться в большие города, случается, ощущают недостаток знаний. Арина Кочеткова закончила одну из сельских школ Нижегородской области и в этом году поступила в вуз на экономический факультет. Проблемы начались на первых же занятиях.

- К ЕГЭ нас подготовили тщательно, экзамены сдали без проблем. Но когда я начала учиться, моментально почувствовала, что есть пробелы в знаниях по некоторым предметам. Например, по математике. Некоторые вещи в городских школах изучают в обязательном порядке, а нам их даже не начинали объяснять. Пришлось нанимать репетитора.

Такие случаи бывают, но они скорее исключение, чем правило. Вузовские преподаватели в целом говорят, что студенты из области прилежны, очень хотят узнать новое. Во многом это заслуга сельских учителей!