Таких критических случаев в Нижегородской области до сих пор не было. Но порой и наши школьники приносят в школу оружие - осенью прошлого года выксунский шестиклассник устроил в школе стрельбу из пневматики…
Сейчас в экстренном порядке во всех школах усиливают меры безопасности. Но родители боятся отпускать детей на уроки - а вдруг снова отчаянный одноклассник захочет выстрелить или преступник решит штурмовать учебное заведение, а его и остановить некому… Могут ли дети в школе чувствовать себя в безопасности?
Стрельба на переменке
«Шестиклассник устроил стрельбу в школьном коридоре в Выксе». Новость для районного города - как гром среди ясного неба. Так мальчик решил похвастаться перед одноклассниками. По словам педагогов, он взял пневматику у брата и показал друзьям, как может, - начал стрелять в окна и стены. Когда маленького ковбоя схватили старшеклассник и учитель физкультуры, они попытались отнять пистолет. Подросток разбушевался - боялся, что брат заругает за потерянный револьвер. Как признался родителям мальчик, все его обижают, а после случая с пистолетом, может, не будут.
Не хочется проводить параллели с московским стрелком, но… От обиды ребёнок принёс в портфеле пистолет. А если бы у брата было огнестрельное оружие, чем закончилась бы эта переменка?
В выксунской школе по чистой случайности никто не пострадал. А раз никто не травмирован и пистолет пневматический, значит и наказывать ребёнка не будут. Зато шестиклассник всем доказал - принести оружие в школу можно.
Курит на крыльце
В нижегородских школах с безопасностью… по-разному. Родители констатируют: охранники жёсткие, никого не пускают. Правда, так стало лишь после стрельбы.
- В нашей школе с охраной порядок, - говорит молодая мама Елена. - Мимо охранника никто не пройдёт, кроме учеников. И самим ученикам не разрешают гулять по школе во время уроков. Их не выпускают, пока все уроки не закончатся. Раньше - только по звонку родителям от классного руководителя.
- У нас охранник безответственный. Он может вместе с учениками выйти покурить на крыльцо. А в это время заходи кто хочешь, - рассказывает Татьяна, мама третьеклассника. - Мы жаловались директору, но он только руками разводит: «Платите больше, наймём профессионалов».
- В лицее №8 большой холл. Всех желающих пройти к раздевалкам и учебным классам останавливает охранник - женщина средних лет. Правда, её можно обойти - проход в спортзал расположен в холле, но не охраняется. То же самое касается и входа в столовую, - рассказала Ирина Анатольевна, бабушка пятиклассника.
- Охрану для музыкальных школ выбирают по остаточному принципу - в детской школе искусств № 8, где учится мой сын, в холле пожилой охранник журнал читает, а не за безопасностью следит. За его спиной висит объявление: «Нахождение родителей в учебной зоне допускается только по приглашениям преподавателей». А секьюрити больше волнует другой вопрос: чтобы все были в «сменке» или в бахилах, - сетует мама ученика Елена Юрьевна.
Но порой в школах блюдут безопасность - даже слишком. Так получилось с лицеем № 40 - элитным учебным заведением в центре города. В октябре прошлого года на директора учебного заведения родители написали заявление в прокуратуру. По её приказу мамам и папам можно было войти в здание лицея только после 14.30, выходить ученикам из школы до окончания занятий по расписанию категорически запрещалось. Также не разрешалось кому-либо присутствовать в школе после 20.00 в будние дни и после 18.00 в субботу. Переживая за безопасность учеников, директор получила протест прокуратуры района - мол, нарушила положения Конституции.
Охранник в сланцах
Главный вопрос для родителей - кто охраняет школы.
- Все школы оборудованы «тревожными кнопками». Около 85% школ - под наблюдением вневедомственной охраны, - сообщил «АиФ-НН» Николай ДЕНИСОВ, замначальника Управления вневедомственной охраны ГУ МВД России по Нижегородской области. - В сёлах сохраняется система «сторож по найму» - школу охраняют люди пенсионного возраста.
Всего в 2013 году на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны поступило 9 сигналов тревоги из школ региона. К примеру, в нижегородскую школу № 33 ворвались злоумышленники, избили охранника, но были задержаны полицией, так как охранник успел нажать кнопку. Нетрезвый господин пытался проникнуть в школу № 54 через окно - ради наживы, но попал в руки полицейских. Да ещё и сопротивлялся. А в интернате № 6 несколько ушлых лиц без определённого места жительства пытались стащить железную скамейку, но не успели…
Хорошо, если полиция приедет вовремя, а что делать, когда школу охраняет пожилой вахтёр или частное предприятие, у которых, по словам родителей, порой служба реагирования приезжает в сланцах и слегка припозднившись? Халатность некоторых охранных организаций констатируют и полицейские, контролирующие их работу.
Проблема безопасности в школах касается, разумеется, не только решёток на окнах и глухих заборов с видеокамерами, но и взаимоотношений одноклассников и учеников с учителями. По словам Н. Денисова, гораздо чаще нападений на школы бывают кражи сотовых и телесные повреждения, которые ученики наносят друг другу.
- Поэтому совет родителям: не давайте детям дорогие телефоны. Сотовый нужен только для связи. Но если сложилась ситуация, что на ребёнка напали, лучше отдать телефон добровольно, чтобы не пострадать. Обо всех фактах краж и избиений нужно обязательно сообщить учителям и родителям, чтобы те сразу позвонили в правоохранительные органы, - советует полицейский.
Правила одни для всех
В Нижнем Новгороде сегодня действуют федеральная, региональная и городская программы безопасности детей в школах. Во всех них чётко записано: установка турникетов и видеокамер, введение пропускного режима - необходимая мера для поддержания порядка и безопасности.
- Каждая школа имеет правила внутреннего распорядка, цель которых - сохранить жизнь и здоровье детей. Их устанавливает директор школы и утверждает педсовет, - пояснила Ирина ТАРАСОВА, директор департамента образования Нижнего Новгорода. - В правилах внутреннего распорядка прописаны действия сотрудников при возникновении различных внештатных ситуаций. И это правильно: пока ребенок находится на занятиях, за его жизнь отвечает директор учебного заведения вместе со всем коллективом. На собраниях родители сами требуют порядка не только во время уроков, но и на переменах, чтобы в школу не проходили посторонние, чтобы дети не покидали здание… Так что речь идёт не об ограничении свободного передвижения, а о безопасности.
Наталья ВАСИЛЬЕВА, психолог:
- Убийство в московской школе - следствие не просто эмоционального расстройства подростка. Можно предположить, что этот ребёнок был с детства зажат из-за родительского давления - нельзя плакать, кричать, жаловаться. И негативные, и позитивные эмоции не находили внешнего выхода, а копились внутри, в итоге вырвались наружу и привели к трагедии. Нужно начинать с грамотной подготовки к школе. В детсаду, развивающих центрах часто делают акцент на развитии познавательных процессов, но не уделяют внимание «эмоциональному интеллекту» - умению познать себя, выразить эмоции, построить межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Ребёнок, приходя в первый класс, готов к учёбе, но не умеет контролировать и регулировать эмоции и не готов к общению с одноклассниками. В итоге развивается неуверенность в себе, а ведь неуверенность и агрессия - две стороны одной медали. Ребёнок изначально ничего не знает о себе, о своём внутреннем мире. Этому его не научили. Он всё воспринимает субъективно - ему кажется, сверстники его не понимают, учителя не любят. Отсюда - внешняя агрессия. А родители не могут понять, откуда она берётся.
В системе образования нарушена преемственность: родители - ребёнок - учебное заведение. Задача родителей - с раннего возраста учить детей выражать чувства конструктивно, учиться общаться с миром. Старайтесь расширять число контактов ребёнка - отдавайте его в кружки, секции, где он будет соприкасаться с другими людьми, научится общаться, справляться с чувствами, в том числе в конфликтах. Помните: уже к 4 годам у малыша может появиться неуверенность в себе, агрессия, а к 7 годам он придёт в школу внутренне зажатым. Некогда заниматься с ребёнком, отдайте его в развивающий центр, который помимо образовательной программы учит детей психологической саморегуляции, межличностным отношениям.
Сергей НАУМОВ, министр образования Нижегородской области:
- В московской школе все необходимые меры безопасности были приняты. В школе был охранник, который преградил путь школьнику, но тот, угрожая оружием, заставил пропустить его. Парня не остановил бы даже полицейский. Погибший педагог был родом из Вадского района. Безусловно, для нас это общее горе, и мы сделаем всё, чтобы подобных ситуаций больше не было. Я считаю, что каждый должен выполнять свою работу, внимательнее относиться к детям. Конечно, 90% ответственности за ребёнка лежит на семье, но и со школы мы её не снимаем. Если учитель чувствует, что с учеником что-то происходит, он должен первым поднять тревогу. Хочу успокоить родителей и детей - все меры безопасности в школах региона приняты. После трагедии мы дали инструкции по всем образовательным учреждениям, чтобы усилить контроль. Везде есть охранники, из-за их бдительности родители порой даже обижаются: мол, не пускают в здание школы. В нижегородских общеобразовательных учреждениях установлены видеокамеры, в небольших городах и посёлках района этот процесс ещё идёт. Усилят меры безопасности на ЕГЭ.
Испытано на себе
- Молодой человек, далеко ли вы направились? - остановила меня женщина на три головы ниже меня. Я попытался проникнуть в одну из дзержинских школ в обход охраны, но эксперимент грозил провалиться.
Не прорвался
- Да мне надо ключи сыну передать, у него география на третьем этаже, - на ходу выдумывая, пытаюсь уговорить строгого стража в чёрном костюме с надписью «охрана».
- Вы позвоните сыночку, он спустится и заберёт ключи. А пока посидите на диванчике в холле, - вежливо уговаривает женщина, ни на секунду не сходя со своего места.
- Что же получается, у вас, как в тюрьме, даже родителям вход воспрещён? - продолжаю выведывать особенности пропускной системы.
- Пропускаем только детей и педагогов, родители ждут внизу. А если проходит родительское собрание, мы пропускаем гостей по списку.
- А как вы определяете, кто ученик, а кто - хулиган с улицы?
- Я здесь уже четыре месяца работаю и всех учеников в лицо знаю.
Так и не прорвавшись через кордон, раскрываю карты - представляюсь корреспондентом «АиФ-НН». Галина Ивановна хватается за сердце и забегает за стойку, чтобы присесть на стул.
К беседе тут же подключается Юлия Анатольевна, заместитель директора, - у неё в этот день дежурство по школе. То есть на входе в школу «стражей» фактически два - постоянный и дежурный.
Видно всё
Оказалось, в школе есть система видеонаблюдения. Происходящее в школьных коридорах отображается на экране монитора, который установлен у охранника. Есть там и так называемая тревожная кнопка - при нажатии в школу незамедлительно выезжает группа быстрого реагирования. Галина Ивановна носит в кармане брелок с аналогичной функцией.
У школы договор с частной охранной фирмой - там работает и Галина Ивановна. И хотя родители собирают приличные деньги на охрану (примерно 100 руб в четверть, в школе 550 учеников), зарплата у Галины Ивановны, прямо скажем, невелика - около 7 тыс. руб. Станет ли кто-то за такие деньги рисковать своей жизнью, если в школу ворвётся вооружённый человек?
- Конечно, мы не будем бросаться под дуло, для этого и есть тревожная кнопка, чтобы вызвать подмогу, - заключила Галина Ивановна.
В другой дзержинской школе, где мы также попытались провернуть аналогичный сценарий, действовала система турникетов и электронных пропусков. По ней можно даже контролировать количество учеников в школе, причем поимённо.
Смотрите также:
- Школа в осаде. Как родители записывают детей в престижные лицеи →
- Кто нажмёт «тревожную кнопку»? Как защитить детей в школе? →
- В Арзамасе няням доплачивают →