Тысячу лет в школе: в одной семье - четыре поколения учителей

Надежда Шумилова. Фото Екатерины Мухиной

О замечательной традиции, передающейся из поколения в поколение - сеять разумное, доброе, вечное - рассказывает семейный архивариус, педагог с 40-летним стажем Надежда Глебовна ШУМИЛОВА (урождённая Порошина).

   
   

Педагоги из трактирщиков

- Генеалогически-педагогическое древо нашей семьи начал составлять мой папа Глеб Николаевич. Он передал мне этот листок, который я храню как реликвию. На нём родословная нашей большой семьи, начиная с XIX века,- вспоминает Надежда Глебовна. - Красной пастой обведены имена учителей. Почти все родственники - педагоги.

Надежда Шумилова решила внести дополнения в древо и написать трудовой стаж каждого из Порошиных. Потом, ради интереса, сложила все цифры стажа и обомлела от внушительной суммы.

- С каждым годом общий трудовой знаменатель только растёт, - улыбается она. - У школьной доски стоят представители четвёртого поколения учителей Порошиных.

Представляете, заложили внушительную педагогическую династию…трактирщики. По словам семейного архивариуса, прадедушка Пётр и прабабушка Мария поселились в селе Кантаурово Борского района в XIX веке, в двухэтажном доме рядом с дорогой на Вятку. Наверху они расположили жилые комнаты, а внизу открыли трактир. Его постояльцами стали торговые люди, держащие путь на Нижегородскую ярмарку. У них было 7 сыновей, из которых 6 связали свою судьбу с педагогикой. Василий и Александр закончили Тверскую учительскую семинарию и несколько лет работали в Кантауровской школе. Но недолго. Началась Первая мировая война, их мобилизовали в армию. Вскоре в родное село пришла весть об их гибели. Но дело продолжили братья: Михаил и Николай работали учителями начальных классов, Константин преподавал математику, Пётр был ревизором в районном отделе образования.

- У каждого из братьев были жёны - тоже педагоги, потом дети - педагоги, а сейчас внуки и правнуки, которым просто на роду написано прийти в эту профессию. Так что 1000 лет стажа набегает легко! - говорит Надежда Глебовна.

   
   

Поиграем в школу?

С особой теплотой Надежда Глебовна вспоминает своего деда Николая Петровича и бабушку Евпраксию Павловну.

- К деду с раннего утра выстаивались очереди из селян - составить заявление, ходатайство, прошение, оформить документы раскулаченным. А бабушка была очень гостеприимной.

Каждый год в начале августа большая семья съезжается в село Линда-Пустынь - отмечать день рождения бабушки.

- Так повелось, что этот день всегда превращался в большой семейный праздник, - продолжает историк.- В деревенской избе за большим столом по-прежнему собирается по 30 человек. Приезжают несколько поколений, с детьми и внуками, правнуками из Нижнего Новгорода, с Бора - помянуть своих предков, поделиться радостями, поговорить о проблемах.

Учительство у Порошиных действительно на генетическом уровне.

- Кем же я могла ещё стать, если закрываешь глаза вечером и видишь родителей за тетрадями, утром просыпаешься - та же самая картина, - говорит Надежда Глебовна. - Мама, Зинаида Григорьевна, была учителем начальных классов, папа Глеб Николаевич преподавал русский язык и литературу.

Глеб Николаевич и Зинаида Григорьевна Порошины - образцовая учительская семья.

Учительницей наша героиня решила стать ещё в начальной школе. Всё началось с игры - стояла у доски, давала задания своим подружкам, проверяла тетради у младших школьников, которые давал папа.

- С отцом мы были очень близки. Но вот официально его ученицей быть категорически не хотела. Из принципа сменила школу, узнав, что литературу у нас будет вести он, - заявила Надежда Глебовна. - Просто не хотела, чтобы меня упрекали, что папа ставит мне высокие оценки по блату. Я его считаю выдающимся человеком. Преподавал он ещё до войны, потом его призвали в армию, в боях с фашистами был дважды ранен, получил медаль «За отвагу». После демобилизации закончил пединститут и вернулся преподавать в школу. И вот в старших классах я решила, что буду как папа - учителем русского языка и литературы.

До хрипоты - за правду

Как признаётся Надежда Глебовна, желания оставить профессию у неё никогда не возникало, даже в суровые 90-е годы.

- Я тогда работала в Кантауровской средней школе, - вспоминает она. - Моими коллегами были большие энтузиасты своего дела, кстати, мои родственники - четвероюродный брат Виктор Иванович Темнов и его жена Ольга Михайловна. Подпитывал энергией и папа. Как же можно оставить профессию, когда такая поддержка?

Надежда Глебовна вспоминает, как сложно и одновременно интересно было преподавать литературу в те самые 90-е:

- Конечно, отец мне дома шёпотом рассказывал про Солженицына и Набокова, ещё когда я была девчонкой. Конечно, я читала их произведения. И когда железный занавес открылся, я выдохнула: «Наконец-то!» Не ожидала, что мои ученики-старшеклассники начнут воспринимать «Целину» и «Тихий Дон» однозначно, рубить с плеча в духе перестройки. Доходило до жёстких споров, мы не обращали внимания на то, что закончился урок. Поверьте, это дорогого стоит, когда твои ученики имеют собственное мнение, хотят понять происходящее. Значит, работа учителя не прошла даром.

Долой клише!

Современные школьные нововведения Надежда Глебовна воспринимает двояко.

- Новые стандарты оценок принять не могу, - говорит она. - Не проверяются сочинения по клише! Что значит, удалось ли раскрыть автору проблему, отношение, восприятие?! Хотя дети получили возможность поступать в вузы без взяток. Многие учителя сейчас жалуются, что дети не читают книг, не знают классиков. Но они забывают, что в этом виноваты не компьютеры и телевизор, а прежде всего сами педагоги. Нужно уметь увлечь, заинтересовать!

Надежда Глебовна констатирует: педагоги сейчас вынуждены заполнять несметное количество отчётных бумаг.

- Талантливый педагог, который любит свою профессию, никогда не будет преподавать формально, по клише. - уверена представитель учительской династии. - И такие педагоги, настоящие педагоги сейчас есть. У них горят глаза, они пришли в профессию, чтобы остаться в ней навсегда. Многие из них носят фамилию Порошины.

Смотрите также: