Георгий Зотов: Как к нам едут гастарбайтеры?

За то, что мафия перевезёт их через границу, они обязаны бесплатно работать целый год…

   
   

- Тут недавно был случай не хуже, чем в фильме ужасов. В маленьком городке под Самаркандом умер одинокий старик. Перед смертью он успел сделать звонок, приехала «скорая». Врачи стали искать родственников, соседей - квартиры на лестничной клетке заперты, народу нет. Вышли на улицу - все дома стоят пустые. Пять километров прошли, пока хоть кого-то обнаружили. И так много где, брат. Вечером на окраине гуляешь, окна нигде не горят: люди целыми семьями в Россию на заработки уезжают. А знаешь, почему? В июне - августе у вас тепло, за квартиру платить не надо, можно на улице переночевать. Ты в Москве загляни в любой парк - увидишь, сколько узбеков там на скамейках спят…

Автобус для «мяса»

29-летний Сафар Хамидов и сам пять лет отработал в Белокаменной. Сперва - на стройке, как и большинство нелегалов из Узбекистана. Говорит, было нелегко - 15 часов в сутки без выходных таскал кирпичи, жил в двухкомнатной квартире в Выхине, где соседями были… ещё 19 гастарбайтеров. «Зато получал 30 тыс. руб., - вспоминает он. - Десятку тратил на еду и проезд, 3500 - моя доля за съём жилья, остальное пересылал домой». Вскоре к нему приехала жена и устроилась няней. Всё было прекрасно, но однажды во время проверки документов его арестовали и затем депортировали.

«Менты 5 тысяч баксов хотели, - горестно вздыхает Сафар. - У меня столько не было. Вернуться теперь не могу. Не знаешь, кому у вас можно денег дать, чтобы обратно пустили?» Сафар - один из трёх (по мнению ФМС РФ) или шести (по мнению жителей Самарканда) миллионов узбеков, въехавших в Россию нелегально с целью заработков. Лишь за три месяца 2013 г. гастарбайтеры перевели из РФ своим семьям 1 млрд долларов США - 25% (!) ВВП Узбекистана…

Фото Reuters

Первое, на что обращаешь внимание в узбекской провинции, - даже в отдалённых кишлаках у туркменской границы все очень сносно говорят по-русски. Ларчик открывается просто - каждый узбек, с кем я говорил, либо работал в России в прошлом, либо собирается поехать. По статистике, гастарбайтер из Средней Азии ежемесячно шлёт домой своей семье 513 долларов. Удивительно, но Узбекистан вовсе не выглядит бедной страной - здания отремонтированы и покрашены, улицы чисто выметены, даже в туристических местах не встретишь попрошаек с протянутой рукой.

- Всё это - на ваши, русские день­ги, - уверяет 50-летняя Саида Хайруллоева, живущая в кишлаке рядом с Бухарой. - Видишь, вон там новый дом строят? Его хозяин десять лет дачи в Подмосковье ремонтировал, деньги копил. Нищие? Они к вам на лето уезжают. Целая деревня по соседству ещё в мае в Питер отправилась. Мужики - на стройки, а женщины с детьми в метро милостыню просить. Спят под открытым небом, но в кишлаках не лучше - у меня дома нет ни газа, ни электричества. Это в Советском Союзе мы здесь при коммунизме жили, а сейчас…

На первый взгляд гастарбайтеры едут в Россию стихийно: покупают билет на поезд и потом на вокзале ищут себе работу. Это не так. Массовая пересылка рабочей силы в РФ давно отработана до мелочей. В Самарканде есть пять человек, которых уважительно и со страхом называют «мафия». Именно они регулярно формируют группы по тысяче нелегалов, отправляя их в Россию. «Мясо» (как цинично именуют рабочих) везут частными автобусами через Казахстан - самолёты и поезда слишком дороги. На автовокзале Самарканда можно увидеть толпы будущих гастарбайтеров: как правило, у них нет при себе ни копейки. За перевозку и устройство на «хорошее место» нелегал должен отработать долг. Иногда это шесть месяцев, иногда год.

   
   

Пашут за еду

Человек вкалывает на стройке только за еду, а его зарплату забирает себе «мафия». Или ему покупают раздолбанный «жигуль», и он целыми сутками «бомбит» на улицах российских городов. Счастьем считается попасть в Москву и Петербург, кошмаром - в Дагестан. «На Кавказе заставляют либо овец в горах пасти, либо на кирпичном заводе пахать днём и ночью, - объясняет 27-летний Ахмадбек. - Правда, водки дают сколько хочешь, но от такой жизни люди быстро спиваются». За пару лет он сделал уже пять «рейсов» в Россию: «Нас забирают сразу на автовокзале. Приходят строительные подрядчики и считают по головам, как скотину». И всё же желающих взяться за самую тяжёлую работу в РФ среди узбеков хоть отбавляй.

- У нас негде заработать, - жалуется Ислам Туганов, нелегальный таксист, высланный из России в 2011 г. - За месяц уборки хлопка на солнцепёке платят 50 долларов: никто не идёт, и на поля гонят студентов. Моя сестра торгует в Самаре овощами. Хозяин-азербайджанец за четыре месяца не дал ей ни рубля да ещё и паспорт отобрал. Но она рада - её кормят, она не сидит на шее у родителей.

Только в Узбекистане понимаешь, насколько здесь всё завязано на деньгах из России. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - дети отвечают: «Выучу язык, уеду работать к русским». Миллионы «гостей» из Средней Азии вливаются на наши стройки, водят такси, торгуют на рынках, сидят за кассами в супермаркетах, разносят блюда в ресторанах. Только в текущем году число гастарбайтеров в РФ выросло на 12%. В сфере миграции - полный бардак, фактически - работорговля. Властям Узбекистана это выгодно: население само себя трудоустраивает, в бюджет страны идут миллиарды долларов, да и шансов на революцию меньше: бунтовать-то некому, все уехали. Зато наш бюджет не получает налоги, а каждое пятое преступление (как убийство 8-летней девочки в Набережных Челнах) в РФ совершают мигранты из экс-республик СССР. Не говоря уж про то, что масса граждан России лишается работы: зачем платить нормальные деньги, если можно за копейки нанять мигрантов? Никто не спорит - хватает мест, где нам нужны легальные иностранные рабочие. Однако ни одно государство в мире не разрешает бесконтрольный въезд миллионов (!) гастарбайтеров. И чем скорее мы введём жёсткий пограничный контроль, включая визы, - тем будет лучше.

 

 
Георгий Зотов

Директор департамента загран. интервью и расследований



 

 

 

 

Смотрите также: