Репортаж: Керженскому заповеднику исполняется 20 лет

Фото Натальи Бурухиной

Кто съел сову?

   
   

«Надевайте обувь без каблука, в лес пойдём на лыжах», - напутствовали меня сотрудники заповедника. Зимой в резерват на побережье Керженца приезжает даже больше народа, чем летом. На экскурсии приезжают школьники, студенты, да и просто желающие погулять.

С погодой повезло. Снаряжались долго: одевались, подбирали лыжи, палки. Путь предстоял небольшой - километр. Это меньше половины самого короткого экскурсионного маршрута.

- Вон беличий след под деревом, а рядом - объеденная шишка, - показывает Алёна МУРАВЬЁВА, методист отдела экологического просвещения заповедника. - А вон мышь пробежала: маленькие лапки, а между ними - след хвоста.

Следы куницыны, волчьи, заячьи - жизнь в лесу кипит. На берегу озера ровная гладь: бобры зимуют в норах, питаются запасами, «на улицу» не выходят.

Под одним из деревьев мы обнаружили целую кучу перьев. Оказалось, здесь лежала замерзшая сова. Под конец зимы кто-то её съел, остались только пёрышки. Но это ненадолго, скоро всё растащат на гнёзда.

Толком увидеть животных нам не удалось. Только однажды среди еловых лап сверкнул беличий хвостик - и пропал.

   
   

 

Птичкам на радость. Фото Натальи Бурухиной

 

Полыхали как щепки

Глядя на сосны и ели, не верится, что во время страшных пожаров летом 2010-го мы могли их потерять. Огнём было пройдено 40% территории!

- Сильнее всего пострадала та часть заповедника, где были болота и посадки сосны 25-40 лет, - рассказывает Ольга ГОРЕЛОВСКАЯ, методист отдела экологического просвещения. - Деревья «горючего» возраста стояли плотными рядами, полыхали как щепки. Сейчас там осина пошла порослевая, молодые сосенки. Через десятки лет будет хороший лес из пород разного возраста. На погоревших болотах тоже зелень запушилась.

С огнём Керженец встретился не в первый раз. В 1972 году здесь сгорело сразу несколько посёлков. Памятуя об этом, народ в местном посёлке Рустай и 2 года назад ждал худшего: готовились к эквакуации, закапывали вещи. На краю посёлка вырубили защитную полосу - заповеднику пришлось пожертвовать великовозрастными соснами.

- Было страшно. Выйдешь во двор - всё вокруг в дыму, иногда ночью на небе было видно огненное зарево, - продолжает О. Гореловская. - Пожар тушили с самолёта, приехали добровольцы. Техники пригнали много, но она иногда ломалась, не доехав до места. Зато сейчас закупили много новой.

 

По лыжне - ветерком. Фото Натальи Бурухиной

 

Эта страшная соня

Мхи, плауны, травы и цветы - всё это сейчас скрыто под толстым снежным покрывалом. Шаг вправо или влево без лыж - и проваливаешься по колено.

- А где подснежники? - вдруг вспомнила я.

- А вон из рытвины брусничный кустик торчит, чем не подснежник? - отвечают нам. - Первоцветы позже появятся.

Керженский заповедник ценен не только своими водно-болотными угодьями, но и тем, что на его территории можно увидеть многие виды растений и животных, свойственные нижегородскому Заволжью. Особенно много здесь птиц, в том числе и редких. О том, что это уникальное место и его надо охранять, заговорили ещё в начале XX века. Но грянула война, потом восстанавливали хозяйство. Ко времени образования заповедника, в 90-х годах, многие деревья были вырублены, животные истреблены. Места покинули выхухоли, белые куропатки… Много позже они были снова завезены. Сейчас цель сотрудников заповедника - вернуть в керженские леса северного оленя. Но это займёт не один год.

- Животные в заповеднике дикие, - отмечает Ольга Гореловская. - Но иногда волки зимой в посёлок заходят, по весне молодые лоси забредают, бобры по берегам озёр подгрызают деревья. Сотрудников отделов науки и охраны на лесных кордонах часто беспокоит садовая соня. Это грызун, который спит 8 месяцев в году, 20 часов в сутки. В часы бдения съедает всё съестное, шуршит по вещам в ночи, ходит по спящим людям. Приходится мириться: травить нельзя. Да и жалко.

В лес по пропуску

«Там не ступала нога человека», - любят писать журналисты. Однако лукавят: территория под контролем человека, разделена на участки с различным режимом охраны. Первый предназначен для экскурсий, во второй попасть могут местные жители по пропускам, в третий вхожи только сотрудники. Природа там живёт по своим законам. Учёные наведываются только чтобы произвести исследования.

Заповедная зона - лакомый кусок для браконьеров. Инспекторов здесь работает немного, но 15 человек справляются с задачей. В помощь им оперативные группы, видеорегистраторы, даже авиапатрули.

Территория ограничена только пометками на деревьях, заборов здесь нет. Опаснее всего опытные браконьеры. Беспокоят покой туристы и любители покататься по бездорожью на джипах. Таких потом часто ловят по хвастливым постам на форумах. Временами «чудят» и старики-разбойники. До сих пор со смехом вспоминают бабку, которая пробралась в запретную зону за ягодами. Завидев инспектора, бабуля решила… притвориться мёртвой.

Леший пока спит

В безветрии керженских лесов особенно сильно ощущается приближение весны.

- Сейчас в лесу хорошо, спокойно, - говорит О. Гореловская. - Леший спит.

- Простите? - не верю я своим ушам.

- Леший - хозяин леса, ложится в спячку на Ерофеев день, 17 октября, проснётся в апреле. Мы люди не суеверные, но в лесу и вправду иногда странности происходят: то компас крутит, то GPS-навигаторы разом отказывают…

Рустайские старожилы знают и другие легенды. Например, 27 сентября на Воздвиженье по лесу летает змея-медянка и пронзает забредших путников, поэтому в лес в этот день не ходят. Такие приметы пострашнее всякого инспектора.

Журналисты очень хотели найти в заповеднике и загадочную чупакабру. Не нашли. Покой Керженца ничто не тревожит.

Смотрите также: