Нижний Новгород, 28 ноября - АиФ-НН. Кто защитит нижегородцев в общественном транспорте? Что делать, если ты уже пострадал?
Поездка обернулась трещиной
- Уже месяц рука болит. Социальный автобус резко затормозил, я держалась за поручень, как учат… А рядом знакомая ушибла ногу, похромала в травм-пункт - трещина. Кому жаловаться? - сетует ветеран труда Екатерина Фёдоровна Сёмина, наша постоянная читательница.
- Недавно выпала на остановке из битком набитой маршрутки. Хотела просто выйти. Хорошо хоть ноги не сломала, - рассказывает менеджер Наталья Елисеева.
В областном управлении ГИБДД констатируют: за 10 месяцев этого года количество ДТП по вине водителей автобусов в регионе увеличилось на 1,7% - до 61. В таких авариях погибли 5 человек.
Проверки технического состояния автобусов выявили 3533 нарушения. Только за неделю операции «Автобус» обнаружено, что из 7555 транспортных средств 903 имели технические неисправности, 5 водителей управляли автобусом в нетрезвом состоянии, а двое - вообще без прав.
- В последнее время в связи с повышением стоимости проезда в общественном транспорте на него стали жаловаться чаще, - констатирует Нина ЦВЕТКОВА, начальник отдела защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора. - За более высокую цену люди получают всё ту же услугу, порой некачественную. Претензии связаны с несоблюдением интервалов движения, повреждениями при резком торможении, с недостоверной информацией об услуге, с курением водителей.
Маршрутке - по кнопке
Власти с перевозчиками борются своими методами - административными. К примеру, совсем недавно Гордума ужесточила выбор перевозчиков для регулярных маршрутов.
- На безопасность автобуса в первую очередь влияет его техническое состояние, поэтому теперь предпочтение отдаётся автобусам не старше полутора лет (раньше - до 3), - поясняет Виктор Дельфинов, замдиректора департамента транспорта и связи администрации Нижнего. - Лучше, чтобы автобус был жёлтым - цвет безопасности, такой автобус лучше виден. Также на автобусах обязательна навигация GPS или ГЛОНАСС, чтобы их передвижение отслеживалось. А с 1 января на каждой машине должна быть тревожная кнопка, чтобы быстро вызвать помощь, а службам спасения - оперативно сориентироваться, где автобус.
Разумеется, водители должны ежедневно проходить медосмотр, машину также должны осматривать. Перевозчикам предложили установить камеры в кабинетах медосмотра, на станциях техосмотра автобусов. Сейчас такая система работает, но далеко не везде.
Любопытно, что власти жёстко пытаются спрашивать с частных перевозчиков, а как же социальный транспорт, в котором чаще всего и падают люди?
Пока предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» несколько месяцев передаётся из ведения области в муниципалитет. Тут уж не до безопасности: предприятию не хватает около 500 водителей, а тем, что есть, приходится работать по 12 часов…
Держитесь!
Что делать, если вы уже пострадали?
- Статья 14 закона «О защите прав потребителей» предусматривает возмещение вреда здоровью, жизни, имуществу пассажира, если вред нанесён при оказании некачественной, небезопасной услуги. Предусмотрено и возмещение морального вреда - через суд. И неустойка - 3% стоимости билета за каждый час простоя транспорта, - поясняет Нина Цветкова, начальник отдела областного управления Роспотребнадзора.
Если вы получили травму, сразу пишите претензию в адрес перевозчика, подкрепив её проездным документом, медсправками, чеками на лекарства. Если добровольно вам ущерб не возместят, можно обращаться в суд. Запасайтесь документами, свидетелями, видеозаписями.
ОСАГО для автобусов
Права завсегдатаев общественного транспорта с 2013 года призван защитить закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам. По словам Евгения ТРОШИНА, председателя правления Нижегородской ассоциации страховщиков, сейчас страховка обязательна для пассажиров на железнодорожном и авиатранспорте, на междугородних автоперевозках. Застрахованы пассажиры и муниципального транспорта, но пока на небольшие суммы.
- Новый закон будет для пассажиров надёжной защитой. Теперь будут введены лимиты: защита жизни пассажиров - до 2,025 млн руб., а здоровья - до 2 млн руб., имущества пассажира - до 23 тыс. руб., - поясняет Сергей МОСКАЛЕНКО, замдиректора Нижегородского филиала компании «Росгосстрах». - Пассажир будет максимально защищён от всех рисков по вине водителя пассажирского транспорта.
- Не подпадает под действие нового закона метро и легковое такси. Если перевозчики не застрахуют свою ответственность, они будут наказаны штрафами вплоть до запрета на осуществление перевозок. Причинённый вред компания будет возмещать за свой счёт. Кроме того, по иску ФСФР с перевозчика могут взыскать необоснованно сэкономленную на страховании сумму с процентами за использование чужих денежных средств, - говорит Павел СИМКИН, замдиректора Приволжского окружного филиала ООО СК «Согласие».
По словам Михаила Николаева, заместителя директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в Нижнем Новгороде, пострадавший пассажир сможет обратиться как к перевозчику, так и в страховую компанию, но каков должен быть исчерпывающий пакет документов для этого, пока точно сказать нельзя. Подробности возмещения вреда должны будут определены в нормативных актах и постановлениях до конца этого года. В любом случае от пассажира потребуется письменное заявление, где будет отражена суть претензии, дата и место происшествия, характер и место повреждений и нанесённого ущерба.
Размер компенсации рассчитывается в процентном соотношении от страховой суммы (процент утвердит постановление правительства РФ). Если пассажир погиб от полученных в транспорте травм, страховщик обязан в 3-дневный срок выплатить 100 000 руб. на погребение.
Смотрите также:
- Дорожные войны: как в Нижнем Новгороде отличить санкционированную парковку от стихийной →
- Замёрз целый микрорайон? Жители могут требовать с коммунальщиков компенсации →
- Читатели «АиФ-НН» посоветовались с Роспотребнадзором →