По Средиземному морю он путешествовал с 15-летней дочерью Светланой и женой Мариной Рощиной, а также с коллегой Екатериной Махнёвой и её 9-летним сыном Ромой.
О лайнере, налетевшем на риф у берегов Италии в ночь на 14 января, мы писали в №3 от 18 января (статья «Конец круизу», архив номеров - на сайте www.nn.aif.ru). Вокруг крушения судна много слухов и недомолвок - причины аварии до сих пор не установлены, а пассажирам не назначена и не выплачена компенсация. Много противоречивой информации о первых часах трагедии, организации эвакуации и встречи 111 российских туристов с консулом.
Дворец на камнях
Мы встретились с Игорем Кекутия в прошлую среду. Через день после прилёта из Италии он вышел на работу. Простуженный и в осенних ботинках. Пассажир рокового рейса - программист областного центра реабилитации инвалидов по зрению и завлабораторией в ННГУ им. Лобачевского, его жена Марина возглавляет тифлоинформационный центр университета, благодаря которому высшее образование получают десятки незрячих и слабовидящих нижегородцев.
- Инициатором круиза по Средиземному морю была Марина, - рассказывает Игорь Кекутия. - В прошлом году мы были в Испании и там видели морские лайнеры-дворцы. Решили отправиться в круиз именно зимой, чтобы из снежного Нижнего Новгорода попасть в лето.
Игорь до конца не верил, что с огромным современным судном высотой 67 м и длиной 300 м может что-то случиться. Но…
- Вечером 13 декабря мы вышли из Рима в Савонну, где должен был закончиться круиз, - рассказывает он. - Наша каюта располагалась на 7-й из 12 жилых палуб. Никакого удара мы не слышали. Почувствовали, что корабль накренился сначала в одну, потом в другую сторону, а затем начал быстро разворачиваться. Я это наблюдал с балкончика в нашей каюте.
Тут же позвонила растерянная нижегородка Екатерина Махнёва, их каюта располагалась на другой стороне лайнера, и удар они слышали отчётливо.
- Я её успокоил, мол, как такая махина может утонуть, сейчас починят и пойдём дальше, в крайнем случае до берега вплавь доберёмся, - продолжает И. Кекутия. - До сих пор непонятно, как эта громадина оказалась на камнях?
По шлюпкам!
Игорь подтверждает, что об эвакуации пассажирам объявили примерно через час после остановки судна. Стюарды-европейцы вежливо предложили надеть спасательные жилеты, которые были в каютах.
- На нашей палубе всё было без суеты и нагнетания обстановки, может, команда не до конца понимала, что случилось, - говорит Игорь. - Стюарды построились у всех проходов и показывали нам, как выйти на палубу.
Потерявших сознание выносили на одеялах.
- Дочь Свету посадили в первую шлюпку, а мы отправились в числе последних с нашей палубы, - добавляет И. Кекутия. - Та сторона судна, на которой были мы, начала заваливаться, и Марину охватил страх. Незрячему человеку трудно ориентироваться в неизвестности.
- Мы продвигались к шлюпке практически по рукам стюардов, - продолжает он. - Борт корабля команда покинула последней.
Остров открытых дверей
Всех пассажиров Concordia эвакуировали на остров Джильо. Более 4 тысяч человек стояли в ступоре у берега и смотрели на корабль. Никто не знал, куда идти и что делать дальше.
- Местные жители повыскакивали из своих аккуратненьких домиков, вынесли тёплую одежду и еду, - с улыбкой вспоминает Игорь. - Кто-то пустил пассажиров в тёплую баню ночевать, кто-то открыл бар и всю ночь угощал горячим кофе, открыли двери единственного местного отеля и пускали туда совершенно бесплатно.
Сориентироваться нам помогла Света, которая хорошо владеет английским, даже победила в городской олимпиаде. Дочь узнала у местных, что можно переночевать в школе.
На большую землю нижегородцы смогли уехать рано утром на одном из паромов. У причала уже стояли автобусы, которые доставляли пассажиров в гостиницы. Представители российского консульства объезжали отели, в которых находились россияне, и на месте заполняли документы по оставшимся карточкам или со слов пострадавших.
- Два дня мы жили в отеле, а затем наши авиабилеты перебронировали и мы прилетели в Нижний Новгород обычным рейсом через Франкфурт-на-Майне, биснес-классом.
Непредвиденный шопинг
Жена и дочь Игоря простудились во время путешествия и всю прошлую неделю проболели. По той же причине не выходила на работу и Екатерина Махнёва.
- Да им пока просто не в чем выходить на улицу, - пояснил Игорь. - Зимняя обувь и теплая одежда утонули. Мне предстоят поиски обуви редкого 34 размера для жены и дочки.
По счастливой случайности у Игоря в кармане оказались российские паспорта и рубли. А приличная сумма в евро плавает в Средиземном море вместе с сотовыми телефонами, фотоаппаратом и другими нужными и недешёвыми вещами.
На вопрос, почему российские туристы оказались без загранпаспортов, Игорь недоумённо пожал плечами:
- На корабле не забирали документы только у жителей Евросоюза. Никакого дискомфорта от того, что вместо загранпаспортов у нас именные карты, мы не чувствовали. На экскурсии в городах мы выходили организованно в сопровождении членов команды, так что необходимости иметь с собой документы мы тоже не чувствовали.
Теперь нижегородские туристы со злополучного лайнера надеются, что итальянские судовладельцы проявят сознательность и выплатят денежную компенсацию пострадавшим - независимо от того, в какой части света они живут.
Выражаем благодарность бюро переводов за помощь в организации перевода