Создают «Катарсис» молодые энтузиасты. С горящими глазами и профессиональной любовью к кино.
Остаться человеком
Идеолог процесса - нижегородский режиссёр Александр Кондратенко. Он и сценарист, и монтажёр, и актёр своих картин. За его плечами - 8 лет работы в кино, почти 20 фильмов (включая первую короткометражку про индейцев, снятую в 10 лет).
Последняя картина - футуристическая драма «Жёлтое облако» в 2010 году снискала успех. Город накрыло ядовитое жёлтое облако (автор как будто предсказал недавнее разлитие брома в Челябинске). Появились разные злые существа, которые могут убивать, рвать на части... Исчезла цивилизация. Безвременье. Здесь надо выживать. А чтобы выжить, нужно остаться человеком…
«Жёлтое облако» с шумом прошло по кинотеатрам Нижегородской области, местным каналам, гастролировало по соседним областям.
Бандиты и особняк с духами
- «Жёлтое облако» стал масштабным фильмом, - рассказывает А.Кондратенко. - А в этом сезоне я хотел снять лёгкую, простую картину. Вспомнился «Дом с привидениями». Задумали снимать психологический ужастик, но в процессе работы появились новые линии. И снова мы снимаем полномасштабный блокбастер. Практически никто, кроме меня и части из съёмочной группы, не знает сюжета.
Начало картины - горы Северного Кавказа. Спецназ идёт по следам банды. Стычка, бойцы погибают, остаются двое (один ранен). Их преследует другая банда. Спецназов-цы вместе с пленным скрываются в старинном особняке. Но почему бандиты не спешат врываться в укрытие? Есть что-то нехорошее в этом странном доме...
Действительно, сюжет многослоен и нелинеен. Будет там и love-story, и зарисовки из психиатрической клиники. Автор не уточняет, в каком году развивается действие и какой национальности бандиты. Главное - идёт охота. А есть ли особняк? А на задании ли они?
Эклектика, берущая за душу
- Для меня в фильме важны не только трюки, экшн, но и глубокий смысл. Если зритель прочувствует фильм, если картина заставит его задуматься, тогда он захочет пересмотреть картину, чтобы раскрыть все секреты, - говорит Александр. - В «Катарсисе» поставлен вопрос о смысле жизни. Но мы не снимаем философский разговор двоих за столом. Это не кино, а театральная постановка. Я понемногу ухожу от трюкового кино в чистом виде. Иначе мы часть зрителя просто теряем. Одни драки не могут донести глубокий смысл. Мы стараемся делать экшн интеллектуальным.
В кино Сашу притягивает жарновая эклектика, многослойность, разнонаправленность фильма, которая берёт за душу сильнее.
Никто, увидев сценарий, не верил, что можно в Нижнем снять «Жёлтое облако». Но оно вышло. Поэтому насчёт «Катарсиса» никто не сомневался - заранее предлагали подписать договор о продаже прав на фильм.
Кстати, чтобы снять фильм о спецназе, Александр общался с участниками боевых действий, чтобы реально показать драки, перестрелки.
- Зритель порой говорит: «Эта сцена снята неправдоподобно». А откуда он знает, как это? Он же не участвовал в боевых действиях. А ребята говорят: в бою с 6 метров можно противника из «калаша» не убить, выпустив весь рожок. Всё же на нервах, совсем по-другому себя ведёшь, когда жизнь на волоске, - поясняет режиссёр. - Может граната о ботинок удариться, взорваться, а у человека ни царапины.
Город стал зоной отчуждения
Съёмки шли в Нижегородской области.
- Если профессионально подходить к процессу, у нас можно и Кавказ снять, и тропический берег, и Амазонию на Волге, - уверен режиссёр. - К примеру, «Жёлтое облако» снимали в разных районах Нижнего. Благодаря компьютерной графике город превратился в зрелищную зону отчуждения.
Актёрский состав - тоже нижегородский: Юрий Григорьев (актёр оригинального жанра), Михаил Рогулов (пародист, работающий сейчас в Москве), Артём Денке (актёр Нижегородского ТЮЗа), Мария Кузина (ведущая, актриса) и московская звезда из популярного сериала.
Есть вообще непрофессиональные актёры - сложно в Нижнем найти колоритного «чеченского бандита». В итоге - неожиданный результат. Режиссёр признаётся, что не из профессиональной среды появляются самородки, которые работают удивительно ярко.
Актёры сами выполняют трюки. Правда, порой приглашаются каскадёры. Иногда Александр переодевается и выполняет трюки за актёра. Помогают многолетние занятия единоборствами.
По словам Александра, он прежде всего актёр. Режиссирует фильмы давно, но считает, что истинный режиссёр формируется годам к тридцати.Он стремится развиваться и расти. Ведь в кино, как и в боевых искусствах, нет предела совершенству.
- Режиссура - очень сложная работа. Голова болит о фильме постоянно. Поэтому порой позволяю себе отдохнуть в актёрах, - улыбается наш герой.
«Не ради денег»
В разговоре не получается обойти финансовый вопрос .
Ну, мы же не ради денег работаем?! - уверенно говорит Александр. - Нужно, чтобы «соображалка» работала. Если ты видишь сюжет и знаешь, чего хочешь, можно снять фильм быстро и сэкономить. А можно взять камеру за $100 000 и ничего толкового не снять. Главное - профессионализм и костяк команды, которая со мной долгие годы.
Съёмки завершены. Скоро группа приступит к монтажу. Впереди прокат фильма в кинотеатрах.
Смотрите также:
- Время, вперёд! В Нижнем Новгороде возрождают культуру потребления кино →
- Фильм «Бен-Гур»: форсаж и духовный поиск в синайских пейзажах →
- «Ральф»: все новое - хорошо забытое старое →