Стали присматриваться – увидели лики…

   
   

«Жалко мне храм, сынок»

- В 1993 году мне неожиданно приснился странный сон, - вспоминает 68-летний пенсионер, житель села Огнёв-Майдан Воротынского района Евгений Ионов. - Значит, снится мне, что стою я со своим 12-летним сыном около своего дома, а вокруг всё озарено голубым светом. Я посмотрел на небо. А на небесах увидел женщину по пояс. Такую на иконах обычно рисуют. Я сначала не понял, кто это был, но сон никак из головы не выходил. Человеком я тогда был неверующим, в церкви был всего несколько раз за свою жизнь. Я рассказал сон другу, и он мне объяснил, что видел я во сне Богородицу.

Этот сон Евгений Васильевич рассказывает мне, крася забор около церкви во имя Иоанна Богослова. Около церкви, которую после явления Богородицы он восстановил своими руками, превратив заброшенный колхозный склад в Божий дом.

Церковь во имя Иоанна Богослова построили в Огнёв-Майдане в 1783 году, но после пожара в 1872-м от храма остались одни пепелища. Уже в 1885 году на этом же месте появилась церковь каменная. А в 1937 году церковь закрыли, как закрыли тогда все православные храмы. На верующих начались гонения, иконы из церкви стали воровать, из храмовых ворот делали пол для поросят. До 1955 года в Огнёв-Майданской церкви был колхозный склад…

Евгений Васильевич всю жизнь проработал шофёром. Жил обычной деревенской жизнью: скотину держал, соседям в хозяйстве помогал, двоих детей вырастил. Живёт он аккурат напротив церкви.

- Вот помню, как моя матушка покойная сидела здесь у окошка, посмотрела на церковь и говорит: «Жалко мне храм, ты бы хоть, Жень, дыру заделал», - рассказывает Евгений Ионов. - А потом мне и Богородица явилась. И вот принялся я за восстановление церкви.

Испытание инстанциями

Чтобы восстанавливать церковь, Евгению Васильевичу было необходимо… разрешение. И причём не одно, а от разных ведомств! И пришлось Евгению Васильевичу стать и юристом, и секретарём, и бухгалтером и своими ногами обойти множество чиновничьих кабинетов. Больше трёх месяцев Евгений Васильевич мотался по разным инстанциям.

   
   

И вот наконец-то бумажная волокита закончилась, Евгения Васильевича выбрали старостой церкви.

- Приходили ли люди помогать мне? - переспрашивает староста. - Я объявления развешивал, агитировал всех. И люди приходили на стройку. Правда, среди них было много зависимых от алкоголя. Приходилось с ними сигаретами да рюмкой расплачиваться. Но всё лучше, чем строителей профессиональных нанимать за деньги несусветные.

«А мусору было, ёшкин кот…»

На тот момент, когда Евгений Васильевич принялся за восстановление церкви, здание храма находилось в ужасном состоянии: кровля была разрушена, пола местами не было, двери украли, а в самом зале были навалены доски, сгнившая трава, мусор.

Стали всё выгребать, затем занялись крышей, шпиль поставили, сделали косметический ремонт, провели электричество, положили плитку. Но на это ушло не год и не два. Восстанавливает церковь староста вот уже семнадцатый год.

- Так это же сколько денег у вас ушло - на побелку, на строительные материалы, на плитку, на иконы? - удивляюсь я.

- Мир не без добрых людей, - улыбается он в ответ. - Кто-то свои иконы из дома стал приносить, кто-то предлагал помощь, например в качестве столяра или электрика. Ну а строительные материалы и иконы, да и всю остальную церковную утварь купил наш односельчанин Николай Прозоров, он сейчас занимается бизнесом в Нижнем Новгороде. Он же «выписал» из Нижнего Новгорода и художника, который расписал паруса – небольшие закругления на стенах. Дело в том, что изображения святых там и были, но из-за того, что крыша была худой, краска смылась. Уцелела лишь единственная фреска Иоанна Богослова - именно в честь этого евангелиста и названа церковь.

Это далеко не единственное чудо, которое случилось в этом храме.

- А как иконы к нам возвращаются - это ли не чудо? – размышляет староста. - Вот, например, одна икона из Сочи к нам вернулась, а другую совсем случайно нашли в храме под грудой сгнившего мусора.

Никто и не думал, что это старинная икона. Так, валялась какая-то почерневшая доска. А стали внимательнее присматриваться и увидели лики. Оказалось, что на иконе изображена Богородица с младенцем Иисусом. Сейчас эта уникальная икона находится на реставрации в Нижнем Новгороде, но совсем скоро вернётся в родной храм.

Первая служба

В 2000 году на Пасхальной неделе в церкви отслужили первую службу. А вскоре Евгений Васильевич повенчался здесь со своей супругой Надеждой Григорьевной. Она, кстати, мужа всячески поддерживала в его благом начинании.

- Когда первую службу проводили, то кроме побелки на стенах, в церкви ничего не было, - вспоминает староста. – Взял я две тумбочки из-под телевизора, на них поставил иконы Спасителя и Богородицы. Подсвечников не было - дай, думаю, принесу вместо них чашки, наполненные песком.

Сейчас в церкви и венчают, и отпевают, и проводят службы. Но, к сожалению, редко - всего два раза в месяц. Своего священника на селе нет, поэтому в Огнёв-Майдан приезжает благочинный Воротынского района иерей Андрей Самсонов.

- Хотелось бы, чтобы службы были чаще, да и прихожан побольше, - вздыхает Евгений Ионов. - Мне даже один священник предложил самому получить необходимое образование, чтобы службы вести. Но стар я уже, да и дело моё в другом.

А дел у старосты ещё на самом деле много: в церкви нет тепла, забор недокрашен, лестница нуждается в ремонте… Но всё это незначительные мелочи по сравнению с тем, что уже сделано Евгением Васильевичем. А сделал он главное - не просто восстановил здание церкви, а вернул сельчанам веру.

Смотрите также: