За что Иоанн Предтеча лишился головы

   
   

Обратимся к первоисточникам и представим достоверное описание кончины Иоанна Предтечи, которое нам оставили ученики Христа писатели первого века Матфей, Марк, Лука.

После смерти Ирода Великого, того правителя, что пытался убить младенца Христа, римские власти разделили территорию Палестины на четыре части, в каждой из которых поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа, о котором и пойдет речь, получил от императора Августа в управление Галилею. Он оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата.

Этот самый Ирод приказал взять под стражу Иоанна и бросить его в тюрьму из-за Иродиады, бывшей жены своего брата Филиппа, на которой он женился. Иоанн говорил Ироду: «Нельзя тебе жить с женой брата». Ирод боялся Иоанна, он знал, что Иоанн — праведный и святой человек, и берег его. Ему нравилось слушать его, хотя эти речи и приводили царя в сильное смущение.

Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершал Иисус, он послал своих учеников спросить у Него: «Ты — Тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?» Иисус ответил им: «Ступайте и сообщите Иоанну то, что вы видите и слышите: слепые снова видят, калеки ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвых воскресают, бедным возвещают Благую Весть. И счастлив тот, кто во Мне не усомнится.

Когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне: «Зачем вы ходили в пустыню? Посмотреть на тростник, как он под ветром колышется Думали увидеть человека в пышной одежде? Но люди в пышных одеждах живут во дворцах. Кого же вы думали увидеть? Пророка? Да, вы видели пророка, и, говорю вам, он больше, чем пророк. Не было никого во всем роде человеческом, кто был бы выше Иоанна».

Иродиада ненавидящая Иоанна добивалась его смерти, но ничего не могла поделать. Подходящий случай выдался в день рождения Ирода, когда тот устроил пир для вельмож, военачальников и галилейской знати. Туда явилась дочь Иродиады, и пляска ее так понравилась Ироду и гостям, что царь сказал ей: «Проси у меня чего пожелаешь. Все дам, чего ни попросишь, до половины царства!». Она спросив у матери, требовала сейчас же принести на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь сильно опечалился, но не решился ей отказать из-за клятвы, данной перед гостями. Он тут же послал телохранителя и приказал принести ему голову. Тот отрубил в тюрьме Иоанну голову и принес ее на блюде. Ученики Иоанна, узнав об этом, пришли, забрали тело и похоронили.

Если не знать предыстории, если не понимать той миссии, что нес Иоанн Предтеча, то представленное описание казни выглядит почти безысходным. Особую грусть вносит честное свидетельство о недоумениях Иоанна относительно Христа, а значит и относительно смысла того свидетельства и служения, что совершал Иоанн до своего ареста.

Кто такой Иоанн Предтеча?

По свидетельству евангелистов, Иоанн родился от престарелых родителей за полгода до рождества Христова. Отец его был из священнического рода и во время богослужения в Иерусалимском храме ему было откровение от Бога, что, не смотря на бездетность, у них на склоне лет родится сын: «Жена твоя Елизавета родит тебе сына, и ты назовешь его Иоанном. Он даст тебе великую радость, и многие будут радоваться его рождению. Ибо он будет велик в глазах Господа, не будет пить ни вина, ни пива, но исполнится Духа Святого с самого рождения. Многих из народа Израиля вернет он Господу, их Богу». Так и случилось.

О детстве и юности Предтечи ничего не известно. Как и о Господе Иисусе Христе. Повествование о них начинается с 30 летнего возраста. Дело в том, что по древним израильским законам только на тридцатом году жизни человек мог стать учителем, только с этого периода его голос, его мнение могли быть услышаны и приняты народом. Поэтому и Иоанн, и Христос неукоснительно соблюдают это предписание, о чем и говорят евангелисты, подчеркивая лигитимность их проповедей и учений.

За полгода до начала проповеди Иисуса Христа в малонаселенных, пустынных землях израильской страны появился удивительный человек. Сейчас бы его назвали аскетом. Это и был Иоанн Предтеча. Он вел одинокий, безупречный в нравственном и религиозном отношении образ жизни, носил простую, недорогую, грубо пошитую одежду из верблюжьего волоса и питался только тем, что давала ему окружающая вполне скудная природа: сушеных кузнечиков (так называемые акриды) и мед диких пчел.

Иоанн призывал людей к покаянию, то есть осмыслению своей жизни, признанию своих грехов и стремлению жить более нравственно, исполняя заповеди Божьи. Как знак свершившегося духовного очищения Предтеча крестил людей, то есть окунал их в воды реки Иордан, за что и получил прозвище креститель. В проповеди Иоанна не было бы ничего особенного для тех времен, если бы не свидетельство, что он послан подготовить пришествие Мессии Спасителя, что требуемое им раскаяние — это не самоцель, а лишь подготовка к встрече с Тем, кого можно узнать, понять и самое важное принять только через раскаяние, через отказ от зла и стремление к жизни с Богом.

Иоанн называл себя не более чем голосом вопиющего в пустыне. Не самим вопиющим, то есть кричащим, но лишь голосом, подразумевая ,очевидно, что к людям чрез него обращается Сам Бог.

В чем смысл праздника?

Иисус Христос очень высоко ценил Иоанна. Мы уже видели, что Он называл его большим из пророков, величайшим из рожденных женщинами. И дело тут не только в удивительных личных качествах Иоанна: его вере, его аскезе. Думаю, дело прежде всего в трудности, почти неисполнимости того служения, что нес Иоанн.

Предтеча являет нам удивительный пример веры и главное понимания своего места и роли. Главная миссия Иоанна была исполнена в день крещения им Христа. Имевший безусловный духовный авторитет в народе Иоанн встречает Иисуса, свидетельствует о нем как о Мессии и недвусмысленно дает понять о своем «умалении» и начавшемся «возрастании» Христа. Часть учеников Иоанна по прямому указанию его становятся первыми учениками Иисуса.

Мало кто прославился принятием такой миссии и доведением ее до конца. Быть не более чем чьим-то голосом, который должен умолкнуть с приходом говорящего — это очень непросто. Представьте себе: Иоанн, всего за полгода прославился на всю страну, обрел уважение и авторитет в народе настолько, что его совету внимали и воины и учителя религиозного закона и цари. По сути, он стал религиозным лидером, объединившим вокруг себя множество людей. И от всего этого он должен был отказаться, направить своих учеников и последователей к Тому, предтечей, провозвестником Кого он послан быть – ко Христу. Иоанн не просто возвеститель воли Божьей, он тот, кто с самого начала пошел на жертву, с самого начала жил ради того, чтобы прославился Другой.

Церковь именует Иоанна Предтечу последним пророком и первым мучеником. И действительно, Иоанн оказался как бы на грани двух эпох. С одной стороны он исполнил пророческое служение, возвещая людям волю Божью, подготавливая приход Иисуса. С другой стороны он пострадал за Божью правду, за свое служение Христу.

Празднуя «Усекновение главы Иоанна Предтечи» христиане вспоминают великого человека, его жизнь и кончину, учатся у него вере в Бога, доверию Богу, стремлению исполнить свое призвание до конца. Но это в общем. Думаю, что непосредственно для нашего времени, когда страх сковал сердца и волю многих людей, важно свидетельство об Иоанне как непримиримом возвестителе правды и обличителе зла и неправды.

P.S. К сказанному надо упомянуть, что день «Усекновения главы Иоанна Предтечи» - постный. Православные христиане призваны воздержаться от мясных и молочных продуктов и тем на деле почтить память великого праведника. В народе есть поверье, что недопустимо есть ничего круглого. Этот обычай порожден простым необразованным народом и не имеет никакого отношения к церковной дисциплине. Можно предположить, что это отголоски языческого прошлого наших предков.

Вероучению Православной Церкви, богослужению и праздникам будет посвящен православный лекторий для молодежи при Политехническом музее г. Москвы.  

   
   

Смотрите также: