Ощутить в декабре горячее дыхание жаркого Египта и солёный ветер пролива Дрейка. Насладиться хвойным запахом зелёной ёлки и услышать вечную музыку Чайковского… Всё это можно сделать прямо в зимнем Нижнем Новгороде. С подробностями – nn.aif.ru.
Распеленали мумию
На рубеже XVIII—XIX веков после египетского похода Наполеона в Европе началась настоящая египтомания. Во Францию и Великобританию на кораблях из Египта везли обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы.
Всё это добывалось в результате варварских раскопок, которые никак не регулировали власти. Огромный рынок торговли древностями насыщался постоянно. Лучшие экспонаты из Египта сразу оказывались в частных коллекциях богатых французских и английских аристократов.
В те времена в европейских салонах приобрела популярность странная процедура – публичное разворачивание мумий. Делали это на глазах у изумлённой публики профессиональные врачи.
Узнать чуть больше о судьбе вывезенных древнеегипетских ценностей и их влиянии на дальнейшее развитие мирового искусства нижегородцы могут 21 декабря в Пакгаузе на Стрелке на тематической лекции искусствоведа, заведующей отделом зарубежного искусства Нижегородского государственного художественного музея Сабины Мельник (12+).
Вечный «Щелкунчик»
А сейчас мир охватила подлинная щелкунчикомания. Представить предновогодние дни без культового балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» (6+) уже невозможно. Это красивая сказка о маленькой девочке Маше и прекрасном Принце-Щелкунчике. Маша с отважным любящим сердцем смогла разрушить злые чары и спасти Щелкунчика…
Премьера балета состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 6 декабря 1892 года. Удивительный хореографический рисунок «Щелкунчика» писал великий балетмейстер Мариус Петипа. Чайковский, создавая музыку, тщательно следовал потактовым указаниям хореографа.
На сцену Мариинки – точнее, уже в театр им. Кирова – «Щелкунчик» вернулся в 1934 году. Над новой постановкой два года работал тогда ещё молодой ленинградский балетмейстер Василий Вайнонен.
Василий Иванович решил отказаться от экспериментов и взял за основу классический стиль Петипа на великую музыку Чайковского. В итоге получился светлый сказочный балет. В 1938 году «Щелкунчик» Вайонена поставили на сцене Большого театра.
В Горьковском театре оперы и балета за «Щелкунчика» Чайковского первым взялся хореограф и главный балетмейстер Георгий Язвинский. С тех пор этот спектакль не уходил из театрального репертуара.
24 декабря зрителей ждёт шестая хореографическая редакция новогодней сказки в Нижегородском театре оперы и балета – впервые её представили в 2022 году.
Скоро будет ёлка
Какие Новый год и Рождество без пушистой ёлки? Сколько стихов, песен, сказок и семейных традиций связано с зелёной красавицей! Однако мало кто знает, насколько многообразен и интересен мир хвойных деревьев. Рассказать о нём готовы сотрудники отдела природы Нижегородского музея-заповедника 22 декабря (6+). На мастер-классе участники мероприятия смогут создать свою новогоднюю ёлочку.
Почему ёлка, украшенная игрушками, стала главным атрибутом Нового года только во времена Петра I? Почему Рождество ассоциировалось всегда с детским праздником, а Новый год – со светским? Где увидеть веера XIX-XX веков и воротник-ожерелье начала XX века, роскошные сервизы, предметы из Юсуповского десертного сервиза и Императорского фарфорового завода?
Как восхититься реконструкцией бального платья императрицы Александры Фёдоровны? На эти вопросы ответит традиционная выставка «Волшебный мир зимних праздников» (0+) в парадных залах второго этажа Усадьбы Рукавишниковых.
Детская тема Рождества представлена на выставке игрушками нижегородских художественных промыслов и костяным домино начала XIX века с забавной надписью на крышке: «Юлька съ адскимъ характеромъ».
Черевички для любимой
Гоголевская «Ночь перед Рождеством» (6+) – ещё одна обязательная составляющая зимних праздников. Повесть вошла в первый двухтомный сборник Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (6+), изданный в 1831-1832 годах.
Гоголь с детства помнил рассказы бабушки Татьяны Семёновны о страшных ведьмах, колдунах и русалках и задумал их литературно оформить. Идея удалась: сам Александр Сергеевич Пушкин оставил восторженный отзыв о книге: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности».
«Ночь перед Рождеством» – удивительная зимняя история о любви, чуде и волшебстве. Не случайно, что действие в повести происходит в рождественскую ночь. Наши предки считали, что именно в эту ночь стирается грань между реальностью, и мы можем примерить на себя любые маски и роли.
И вот кузнец Вакула из заснеженной Диканьки летит верхом на чёрте в Санкт-Петербург, чтобы достать для любимой Оксаны черевички, которые носит сама Екатерина II.
Ещё раз увидеть рождественскую сказку, полную юмора, музыки и чудес, больших и маленьких нижегородцев приглашает театр «Комедiя» 25 декабря.
Художник-путешественник
Мало кто знает, но прославленный путешественник Фёдор Конюхов не только член Русского географического общества, но и академик Российской академии художеств и признанный живописец-график.
Конюхов получил художественное образование и за свою жизнь создал более 3000 картин, автолитографий, рисунков в различных техниках. Например, несколько лет, проведённых в научно-исследовательской экспедиции на Чукотке, позволили путешественнику написать сотни графических произведений на тему жизни и быта народов Севера.
Особенно значим в работах Конюхова цвет. Красный разных оттенков, густой жёлтый, синий и зелёный передают восприятие и эмоции, страх, радость и восторг, пережитые во время путешествий по всему свету.
Конюхов считает, что без путешествий он не состоялся бы как художник. Время наедине с природой – вот вдохновение для необычного творчества, наполненного рассуждениями о месте человека в мире, о величии природы и человеческого духа.
Сейчас 73-летний Фёдор Филиппович находится в очередной невероятной экспедиции, которая стартовала 5 декабря. Это одиночный переход на вёсельной лодке от мыса Горн в Чили до мыса Люин в Австралии. Дистанция превышает 15 тысяч километров.
Однако Нижний Новгород на связи с путешественником. В «Нижегородском государственном художественном музее/Искусство. XX век» (площадь Минина и Пожарского 2/2) работает выставка «Фёдор Конюхов. Путешествие длиною в жизнь» (18+).