Учитель детям неинтересен
Злата Медушевская, nn.aif.ru: Дарья Игоревна, что сегодня мешает молодым новым кадрам прийти работать в школу? Какие проблемы педагогов останавливают их?
Дарья Клочкова: На мой взгляд, в первую очередь это незащищённость учителей, в том числе от вторжения родителей в их деятельность. Не каждый молодой специалист готов обсуждать свои профессиональные решения с людьми, которые как минимум не заканчивали педагогического вуза. А родителей, желающих вмешаться, сегодня всё больше.
Второй момент: многие не видят перспективы роста в стенах школы. Не все хотят быть завучами и директорами. А тогда кем?
Ещё одна проблема: ожидание – реальность. В мечтах: приходишь ты в класс, а там, сложа ручки на партах, детки умными глазками на тебя смотрят. А в реальности учитель сам по себе детям не интересен. И это нормально.
Тратить всю свою молодую энергию, чтобы ученики в классе по линейке ходили, как минимум странно. А выстраивать отношения, основанные на интересе, доверии и уважении, – это сложно.
Любая школа – это ещё та закрытая кухня, где надо повариться, чтобы понять, как всё устроено, и почувствовать там себя своим.
Учитель – очень крутая профессия, но зайти в неё иногда бывает сложно.
— Средний возраст учителей в школах Нижегородской области – 46,6 года. Может, это не так уж и плохо? Опытные люди…
— У молодых, что логично, есть драйв. По себе знаю: в 25 лет как учитель я сильно отличаюсь от себя в 40 лет. Да, сейчас я могу «глазами останавливать летящие предметы» в смысле выдержки и знания предмета. Но энергия, с которой ты погружаешься в материал и погружаешь туда детей, другая.
Никто не отменяет профессионального выгорания. Здесь, на мой взгляд, помогли бы программы, подразумевающие смену школы или места работы с последующим возможным возвращением, и они есть. Но так уж сложилось, что учителя по своему складу характера – традиционно консервативные люди. По опыту, сами дети хорошо воспринимают новых молодых учителей.
— Проблему кадрового голода в школах решит обязательная отработка после окончания педагогического вуза?
— Иногда люди выбирают, например, специальность «учитель английского», просто чтобы выучить язык. Мол, в иняз сложно поступить, в педагогический – легче.
Но уж коли ты в такой вуз пришёл, логично будет, если ты какое-то время по специальности всё же отработаешь. Вдруг понравится?
Может быть, отработка должна быть не три года, а год. Я, кстати, за инициативу, что преподавать надо разрешить примерно с третьего курса вуза – сейчас так и хотят сделать. До конца учёбы человек поймёт, его ли место у доски.
Умное, доброе, вечное никто не отменял
— В наши дни репетиторство поглощает учителей. В этой области денег больше, проблем меньше…
— На самом деле есть большая разница, работает ли репетитор в школьной системе или нет. Родители должны быть уверены, что он даёт ребёнку нужные для школы знания.
Пример: пять лет назад в обществознании была большая тема – гендерно-социальный пол (совокупность социальных ролей, связанных с полом человека. – Ред.). Сейчас тему свели до минимума. И таких тонкостей в каждом предмете масса.
Где учитель вне стен школы возьмёт эту информацию?
Возвращаясь к теме кадров: сейчас в высоких кабинетах активно работают над тем, чтобы как можно больше унифицировать систему образования в стране. Возможно, в школу вернутся учителя, которые прежде боялись некоего хаоса в отрасли. А здесь будет чёткий набор инструкций, необходимый для выполнения определённых задач. Кому-то так работать легче.
— Должна ли школа воспитывать детей?
— Есть такое мнение: когда человек не знает, что делать с ребёнком, он отдаёт его в систему. Отсюда все эти детсады с года, кружки каждый день после школы.
Школа, даже современная, всё равно ребёнка воспитывает и социализирует. Умное, доброе, вечное в рамках учебной программы никто не отменял.
Но воспитание продолжается в семье. Ошибочно думать, что в школе ребёнка и сочинения писать должны научить, и, условно, посуду за собой мыть. Мы не залезем в каждую семью.
— А может, надо?
— Нормальный учитель видит, когда с ребёнком что-то происходит, для этого с рейдами в семью ходить не надо. А если сын или дочь говорят: «Я в школу больше не пойду», туда надо идти родителям. Вмешательство мам и пап в школьные процессы абсолютно оправданно, когда речь идёт о здоровье и безопасности ребёнка. Это в школе он одиннадцать лет, а в жизни родителей – навсегда.
Если ребёнка травят, а учитель не вмешивается в этот процесс или, и не дай бог, сам его провоцирует, – это профессиональное преступление.
В школе дети проводят большую часть дня, случиться может всякое. Но есть понятие здорового и нездорового конфликта. Педагогу нужно лишний раз подойти к детям и спросить, всё ли в порядке, переключить их внимание на более позитивные вещи. На мой взгляд, это правильно.
Возвращаясь к сложной теме отношений учителей и родителей: как учитель-родитель могу сказать, что реально есть педагоги, которые детей в школе особо не учат. Прошли параграф, вот вам домашнее задание. Дерзайте! Это ожидаемо раздражает родителей.
К тому же сейчас культ осознанного родительства. Иногда мамы и папы рады бы в школьные дела не вмешиваться, но общество их заставляет это делать. Как минимум – в чатах родительских всё время сидеть.
Ты работаешь с будущим
— В сети иногда появляются видео, на котором педагоги обзывают, бьют детей. Обратный пример – агрессия детей в отношении учителя. Школьницы в Дзержинске кинули торт в лицо педагога и выложили ролик в Сеть, обсуждала вся страна. Как тут быть?
— Любая агрессия со стороны учителя к ученикам говорит о его профессиональном выгорании. Ты устал, а дети каждый день с новыми силами. Провоцировать ещё будут, чтобы зафиксировать твою очередную истерику.
Что касается детей, их всё же надо обучать цифровой грамотности и этике. Хочешь «залететь» в рекомендации в социальных сетях? Будь потом готов «залететь» в подразделения по делам несовершеннолетних и встать на учёт.
Ребёнок должен понимать, что он, как и учитель, живёт в правовом поле. У детей свои права, а у педагогов – свои. Об этом с сыновьями и дочерьми должны говорить мамы и папы.
Сейчас у детей в принципе клиповое мышление. Они сорок минут урока высидеть не могут. Ученикам я иногда говорю: отстаньте от нейросетей. Не отупляйте их своими нехитрыми запросами, стремитесь к исследовательской деятельности. Это очень пригодится в будущем.
Вообще роль личности учителя в жизни ребёнка никто не отменял. Поэтому некоторым взрослым страшно идти в школу: ты, образно говоря, работаешь с будущим.
Готовиться к школе бессмысленно
— Как, на ваш взгляд, ребёнок должен проводить летние каникулы: отдыхать или готовиться к школе?
— В нашей школе педагоги не только составляют обязательные списки литературы на лето, но и дают какие-то дополнительные рекомендации, что почитать. Одна мама после этого сказала: «Спасибо! С таким удовольствием всей семьёй читали эти книги на даче».
Ребёнок летом должен отдыхать, но всё равно как-то организованно. Можно же рекомендовать ученикам не только книги, но фильмы, и места, куда можно вместе с родителями пойти. Но, по-хорошему, готовиться к школе, на мой взгляд, бессмысленно.
Всё равно каждый новый учебный год не похож на другой.