В годы Великой Отечественной войны в Горьком выпускали не только танки, самолёты, миномётные установки «катюша», радиостанции, бомбы. Здесь в условиях строжайшей секретности изготавливали столь нужные для борьбы с врагом подводные лодки. О трудовом подвиге горьковских корабелов — в материале nn.aif.ru.
Легендарный «Комсомолец»
По условиям Версальского мира, важнейшего из серии мирных договоров, завершивших Первую мировую войну, Германии было запрещено иметь свой подводный флот. Гитлер стал обходить этот запрет начиная с 1935 года, поэтому на момент начала Великой Отечественной немцы построили всего около 50 субмарин. Подводный флот СССР был куда мощнее и насчитывал более 200 кораблей. Однако война дала мощный толчок к строительству немецких подлодок. «Постройка максимально возможного числа субмарин является нашей насущной задачей, решению которой следует посвятить все наши силы и энергию», — писал в своих мемуарах бывший командующий подводными силами Германии гросс-адмирал Карл Дёниц.
А в СССР одной из кузниц советского подводного флота в годы Великой Отечественной войны стал тыловой Горький. Здесь создали 22 из 55 построенных в военное время в СССР субмарины. Для такого трудового подвига были свои предпосылки. Ещё до войны на заводе «Красное Сормово» начали строить подводные лодки. Первую сормовичи передали Военно-морскому флоту страны ещё в 1934 году. Это была легендарная дизель-электрическая торпедная подводная лодка Щ-304 типа «Щука». Средства на строительство подлодки собирали советские комсомольцы, поэтому при спуске на воду субмарину нарекли «Комсомольцем».
Подлодка в военном 1942 году совершит два боевых похода. Первый закончится триумфально. «Комсомолец» потопит вражеское судно, которое перевозило артиллерию и танки, выдержит многочисленные атаки врага с воздуха и под водой.
Второй боевой поход станет для субмарины фатальным. По одной из версий, она погибла на одном из минных заграждений вместе со всем экипажем — 41 человек. Лодка была обнаружена и опознана в финских территориальных водах только в 2004 году.
Кроме «Щук», до войны сормовский завод с 1936 года производил субмарины серии «М». За малые габариты они получили название «Малютка». Делали в Горьком и подводные суда серии «С». Их называли «Сталинцы».
К началу войны все лодки сормовской постройки были на вооружении и составляли 20% от общего числа боевых подлодок СССР.
Юркая и боевая
Однако в 1941 году судостроение, подводное в том числе, на заводе замерло. Перед сормовичами ставилась новая сложная задача — наладить выпуск столь необходимых фронту танков Т-34. Лишь в 1942 году на заводе снова заложили несколько «Малюток». Проблема была в том, что при явном дефиците кадров надо было параллельно с судостроением наращивать производство танков Т-34.
При этом завод регулярно подвергался атакам вражеской авиации. По воспоминаниям тружеников тыла, авиационные налёты происходили регулярно, ровно в полночь. Над заводом висели заградительные аэростаты. На крыше цеха стояли пушки, из которых стреляли по немецким самолётам девчонки-зенитчицы. Стрельба и грохот стоял неимоверные!
Тем не менее, коллектив сормовского завода за всё военное время создал 17 из 22 кораблей серии «М». «Малютки» были самым многочисленным типом подводных лодок советского флота в годы Второй мировой войны. Малая подводная лодка была оснащена 45-мм пушкой 21-К со 195 снарядами. Имела два носовых торпедных аппарата без запасных торпед. В автономном плавании могла находиться до десяти дней, вмещая экипаж из 36 человек. Предельная глубина погружения субмарины составляла 60 метров.
Особо хорошо лодка проявила себя при ближней защите берегов и морских баз, но была способна воевать и у побережья противника. Юркие «Малютки» за годы войны уничтожили десять боевых кораблей противника, потопили 61 транспортное и вспомогательное судно. Ещё восемь судов неприятеля повредили. Эти боевые подвиги были бы невозможны без трудового подвига сормовичей.
Подвиг Маринеско
В годы войны сормовичи передали Военно-морскому флоту СССР и десять подводных лодок серии С, или «Сталинцев». Эти мощновооружённые субмарины могли погружаться на глубину до 100 метров и находиться в автономном плавании около 30 суток. 30 участвовавших в Великой Отечественной войне подводных лодок типа С потопили в общей сложности семь боевых кораблей, 21 торговое и рыболовное судно противника. Флотилия «сталинцев» тоже понесла страшные потери: пропало и погибло 15 лодок типа С.
На момент атаки советской подлодки С-13 на «Вильгельме Густлоффе» по разным данным могло находиться от пяти до девяти тысяч человек. Кроме команды судна, это были курсанты, раненые и беженцы.
В 21:04 30 января подлодка С-13 с дистанции менее одной тысячи метров выпустила первую торпеду во вражеское судно с надписью «За Родину», а затем ещё две — «За советский народ» и «За Ленинград». Капитан «Вильгельма Густлоффа» Фридрих Петерсен, поняв, что судно атаковала советская подлодка, сказал: «Вот и всё». Гибель судна считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. Подвиг команды С-13 во главе с капитаном Александром Маринеско называют «атакой века».
В память об «атаке века» в Нижегородском кремле установлена копия ограждения рубки легендарной субмарины С-13. В том числе, это памятник горьковским кораблестроителям.
Кстати
За героический труд в годы Великой Отечественной войны коллектив завода «Красное Сормово» в 1943 году был награждён орденом Ленина, а в 1945 году орденом Великой Отечественной войны 1-й степени.
Труженик тыла Николай Сухонин, который работал всю войну на сормовском заводе, так вспоминал долгожданный День Победы: «9 мая 1945 года по радио объявили о капитуляции фашистской Германии — война окончилась! В „Школе баррикад“ (сегодня лицей № 82) располагался госпиталь, так раненые выбежали на улицу из палат, пели, плясали, кругом ликование».
Николай Семёнович вместе с коллегами выключили станки и сели около цеха. Вдруг к ним подходит начальник цеха со словами: «Что сидите?» Рабочие недоумевают: «Так война кончилась!» «На Западе кончилась, а на Востоке — нет. Не расслабляйтесь», — был ответ руководителя.