Нижегородские ребята изобрели «живой щит» от радиации, разработали целый комплекс для освоения спутника Юпитера Европы, где, возможно, есть жизнь. В багаже у воспитанников Поволжского центра аэрокосмического образования (ПоЦАКО) много изобретений, вызывающих одобрение и интерес у взрослых учёных.
Наверное, героями нашего времени пора делать не олигархов или чиновников, а юных изобретателей. В рамках международного форума «Россия Единая» еженедельник «Аргументы и факты - Нижний Новгород» вместе с ПоЦАКО провёл круглый стол.
Мы собрали юных творцов и исследователей - будущее нижегородской науки, чьи проекты были впервые представлены на страницах «АиФ-НН».
Это золотой фонд нашей школы. И наш эксклюзив.
Спасительная плесень
Студент Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) Роман Копылов знает, что от радиации может спасти… чёрная плесень.
Эту плесень в 2007 году обнаружила группа американских исследователей под руководством Екатерины Дадачовой в районе Чернобыльской АЭС. Плесневые грибы - криптококкус, кладоспориум и вангиелла - используют для своего развития энергию радиоактивного распада. Так вот, Р.Копылов предлагает создать новый материал - «живой щит» от радиации, в основе которого - криптококкус. В «щит» также войдёт графит, который будет поглощать продукты жизнедеятельности грибов.
- Наш материал сможет защитить не только от радиации, но и от термического воздействия, - уверен Роман. - Поэтому проект можно использовать в разных областях - в промышленности, атомной энергетике, в космонавтике, при ликвидации последствий аварий на АЭС. Кроме того, до сих пор не снята угроза конфликтов с применением атомного оружия.
Возможно, благодаря подобным изобретениям больше не придётся бросать на аварии атомных станций камикадзе, как это было на японской «Фукусиме»…
По словам Александра Хробостова, декана Института ядерной энергетики и технической физики Нижегородского технического университета, преимущество проекта - концептуально новая разработка композитного материала для защиты от радиации:
- Ребята не просто рассмотрели общие вопросы, связанные с радиацией, а сами предложили пути и варианты создания защиты от неё. Конечно, требуется конкретная проработка «Живого щита», проведение научно-технического и экономического обоснования проекта. Это важная кропотливая работа.
Кстати, Роман начал работать над проектом, ещё будучи старшеклассником. Теперь он продолжает исследования уже на первом курсе политеха. В Нижегородском НИИ эпидемиологии и микробиологии предложили провести ряд опытов по изучению плесени. Проект имел успех на Всероссийских научных «Зворыкинских чтениях» и получил национальную премию в области инноваций для молодых учёных и студентов.
Есть ли жизнь в Европе?
А Денис Свешников, девятиклассник нижегородской гимназии №38, увлекается поисками жизни в космосе. Он придумал роботизированный комплекс по исследованию спутника Юпитера - Европы. Это один из небесных объектов, куда обращено пристальное внимание учёных всего мира. А вдруг нашей планете будет угрожать астероидная атака или экологическая катастрофа сделает жизнь на Земле невозможной? «АиФ-НН» писал, как нижегородские школьники предлагали создать «лунный ковчег» - базу на спутнике Земли как альтернативную площадку для сохранения жизни на нашей планете. В «ковчеге» по аналогии с библейским кораблём должны разместиться все представители земной флоры и фауны («АиФ-НН» № 36, 5-11 сентября 2007 года).
Новая идея связана с Европой - другим спутником, теперь уже Юпитера. Космические съёмки Европы показали: именно на этом объекте есть тёплый океан, покрытый толстым слоем льда. А ведь в недрах этого жидкого «одеяла» Европы могут существовать активные формы жизни - микроорганизмы, дрожжи, грибы. Земля ведь тоже когда-то была покрыта льдом, как панцирем…
Денис разработал целый комплекс по исследованию Европы. В него вошли космический аппарат, который и отправится к звёздам, «евроход» - главная исследовательская станция, с двумя мобильными «еврокарами», которые должны протопить лёд и взять пробы воды. Если проект будет реализован, мы сможем узнать главный секрет загадочного спутника, который открыл ещё Галилео Галилей.
Этот проект принёс Денису, можно сказать, государственное признание. Мало того, что он занял первое место в секции «Космонавтика» III Московского открытого фестиваля детско-юношеского творчества «От винта», проходившего в рамках Международного авиасалона МАКС, поддержку и продвижение проекта обещал премьер Владимир Путин.
- Я даже растерялся, когда к нашему стенду на МАКСе подошёл Путин. Я запустил робота и рассказал о проекте. Он похвалил за проект, пожал мне руку и обещал поддержку Роскосмоса, - вспоминает Денис.
Кто ещё из его знакомых и одноклассников может похвастаться тем, что ему руку жал премьер? Но Дениса волнует не это. Для него главное - и дальше заниматься наукой, и чтобы его проекты воплощались. Свой путь он уже выбрал.
По словам Изабэлы Порус, директора ПоЦАКО, члена президиума Федерации космонавтики России, сегодня существуют научные гипотезы, что земные организмы могут выжить на Европе. К примеру, планетологи из Университета Аризоны выявили, что воды «европейского» океана глубиной в 160 км настолько обогащены кислородом, что могут обеспечить зарождение и существование жизни. Ледяная оболочка Европы состоит из кислорода и водорода, а под воздействием постоянно идущей от Юпитера радиации в ней образуется свободный кислород.
- Так что, возможно, земляне туда переселятся, - говорит И.Порус. - Я считаю, что при определённой доработке и опытных исследованиях проект может получить практическое применение.
…Кто-то может усомниться в реалистичности этих проектов - мало ли что школьнику или студенту в голову придёт? Но даже тот факт, что ребят консультировали серьёзные учёные (при разработке «Живого щита» - Дмитрий Кряжев, доктор биологических наук, сотрудник Нижегородского НИИ эпидемиологии и микробиологии; при работе над комплексом для Европы - Вячеслав Довгань, генерал-майор, первый водитель-испытатель советского лунохода).
Значит, взрослые видят в этих проектах будущее.
Смотрите также:
- Президентов страны нужно готовить со школьной скамьи →
- Школьники придумали живую защиту от излучения →
- Землю спасёт Луна? →